О работе стоматологического отделения поликлиники Копыльской ЦРБ

Актуально Общество

По роду своей работы и на встречах с населением, трудовыми коллективами, и на диалоговых площадках корреспондентам районной газеты зачастую доводится слышать о проблемах, с которыми сталкиваются местные жители при посещении стоматологического отделения поликлиники Копыльской ЦРБ. Именно поэтому решили взглянуть на ситуацию, как говорится, изнутри.

Итак, пятница. Будильник сработал на 6.00. Встала, умылась, оделась и… бегом в поликлинику. На часах 6.40. Уже на улице выстроилась очередь за талонами. Я в ней тринадцатая по счету. Пытаюсь завязать беседу со стоящими людьми. Оказывается, сегодня мне не особо повезло: понедельник и пятница — самые оживленные дни в поликлинике. В толпе стояла и сельчанка. По ее словам, пассажирский автобус в райцентр не приходит так рано, чтобы занять первые места в очереди. Поэтому женщина приехала в Копыль еще накануне вечером: переночевала у сестры, чтобы утром, чем пораньше, прийти за талоном.

В 7.30 открылась регистратура. К этому времени подошли еще десяток человек. Ровно в 7.40 я обратилась в регистрационное окно. Час в живой очереди — и вот оно, счастье — в руках заветный талон на прием.

Как организован прием в регистратуре?

Если театр начинается с вешалки, то поход в поликлинику, конечно же, с регистратуры.

— Для того, чтобы определиться со временем посещения стоматологического отделения, необходимо обратиться в регистратуру, — рассказывает приветливая медрегистратор Инна Казачевская. — Она начинает свою работу с 7.30 и продолжает до 16.30. Во время первой волны COVID-19 в стоматологическом отделении пациентам оказывали только экстренную помощь. Сейчас медучреждение вернулось к штатному режиму работы: возобновлено оказание всех видов зубоврачебной помощи. Можно прийти лично и получить талон в порядке живой очереди. С 1 марта опять появилась возможность на предварительную запись, в том числе на платные услуги. График работы стоматологического отделения остался прежним: в будние дни — с 8.00 до 20.00, по субботам с 8.00 до 13.00 работает дежурный врач, воскресенье — выходной.

Очереди избежать не удастся?

По словам врача-стоматолога (заведующего) стоматологического отделения поликлиники Копыльской ЦРБ Михаила Добровольского, очередей на прием в ближайшее время вряд ли удастся избежать. Пациентов с острой болью принимают без талонов, а вот количество талонов на бесплатный прием уменьшено вдвое. Принятые профилактические меры, введенные в условиях «ковида», позволяют избежать скопления людей. К тому же увеличены интервалы между приемами пациентов, которые необходимы для проведения кварцевания кабинетов и дезинфекции оборудования. Поэтому попасть на прием бывает проблематично.

■ Михаил Добровольский и Инна Казачевская

— А еще сказывается и острый дефицит кадров. У нас по штату 6,25 должностей, работает только 3,5, — говорит Михаил Михайлович. — Два врача ушли на заслуженный отдых, еще два — достигли пенсионного возраста. Сегодня работает три специалиста на бюджетном приеме и один — на платном. Каждый из них имеет определенную нагрузку: обслуживают человек 15-17, при нормативе — 12. И в течение двух месяцев ситуация вообще может ухудшиться, если уйдет на пенсию стоматолог-хирург. Нам нужны врачи, однако к нам никто не приезжает на протяжении шести лет. Последний молодой специалист, который к нам прибыл, — Фидана Сафарова. Она проходила у нас интернатуру. В следующем году отработает положенные пять лет и уедет.

Дефицит медицинских кадров — это проблема не только Копыля. Неоднократно Президент Беларуси поручал министерствам обращать особое внимание на формирование количества мест для обучения по нужным специальностям и принимать решение с учетом потребности каждого региона. В свое время, при избытке медицинских кадров, практически на треть были сокращены наборы в медицинские университеты. Соответственно, уменьшились и выпуски.

— Когда-то, когда я заканчивал медицинский, у нас выпуск был 150 человек, — продолжает  заведующий. — Может, эти цифры и сохранились, но обучающихся на бюджетной форме сегодня стало порядка 40 человек. Остальные же — так называемые «платники», сами выбирающие себе первое рабочее место. Так вот, из этих же 40 «бюджетников» половина — с целевым направлением. И они должны вернуться на то место, откуда взяли направление. К сожалению, у нас таких нет. А хотелось бы… Надеемся, что в августе к нам по распределению могут приехать два зубных фельдшера. Один будет из Клецка, другой — из Солигорска. Но на парня надежды мало, поскольку его могут уже в ноябре призвать в армию. А вот девушка, конечно, останется отрабатывать. Правда, наличие у будущих молодых специалистов среднего специального образования сказывается остро: они не имеют права на хирургические вмешательства. Поэтому самая большая наша проблема — это отсутствие врача-стоматолога-хирурга.

Кадры — решают все

— Ежегодно мы готовим информацию, которая отражает  актуальную  потребность в кадрах, и штат медработников постоянно пополняется молодыми специалистами, — говорит заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию населения Копыльской ЦРБ Алеся Бельская. — Но, к сожалению, большинство из них, отработав срок по распределению, предпочитает уехать из нашего района. Низкая закрепляемость  кадров — большая проблема. И мы боремся за каждого молодого специалиста. Стараемся создать комфортные условия для того, чтобы они закреплялись в районе. И в первую очередь решаем вопросы с жильем. По словам самих молодых специалистов, которые отработали и уехали из нашего города, им не хватало инфраструктуры, которая присуща большим городам. Разумеется, это беда не только Копыльщины, но и других регионов.

Безусловно, только за счет управленческих решений кадровую проблему решить нельзя. А проблема действительно есть. И, в первую очередь, администрации стоматологического отделения поликлиники, и Копыльской ЦРБ стоило бы начать работать с медицинскими вузами, ведь это и есть основной источник привлечения молодых специалистов. А уж потом использовать все «рычаги», чтобы удержать молодых врачей на первом рабочем месте. Иначе вскоре к нам будут приезжать медики из других регионов и работать по вахтовому методу.

…А я в назначенное время пришла на прием. Меня встретила приветливая стоматолог Елена Марук. Для успеха лечения осталось лишь довериться доктору и выполнить все рекомендации. Но это уже совсем другая история…

Как правильно чистить зубы, чтобы не пришлось бежать к врачу? Стоматологи рекомендуют:

Чистить зубы необходимо два раза в день по три минуты. При этом нельзя делать щеткой горизонтальные движения — так травмируются десны. Необходимо проводить «выметающие» движения от десны к режущему краю. Соответственно, на верхней челюсти это сверху вниз, на нижней челюсти — снизу вверх. После этого нужно круговыми движениями «заполировать» поверхность зуба. Режущую поверхность (или жевательную) необходимо чистить движениями вперед-назад, а потом также круговыми движениями «заполировывать» ее. При этом выбор пасты имеет значение только при наличии проблем с зубами или деснами.

Если же есть зубные промежутки или неадекватно установленные пломбы, то после каждого приема пищи необходимо пользоваться зубной нитью. Ни в коем случае нельзя пользоваться зубочистками: они травмируют десну.

Не стоит забывать и про язык — на нем скапливается налет из бактерий и остатков пищи, который способствует развитию нездоровой атмосферы во рту. И неприятный запах — не самая большая неприятность из возможных. Чистить язык можно специальной щеткой-скребком — такие продаются в любой более-менее крупной аптеке, но можно для этого использовать и зубную. Движения, опять же, «скребковые» — от самой глубокой части языка к его кончику.

Некоторые люди считают, что ополаскиватель для рта — это такой же обязательный предмет для гигиены и здоровья полости рта, как и зубная паста. Однако он  нужен только для решения определенных проблем. К примеру, это может быть кровоточивость десен, неприятный запах изо рта из-за проблем со стороны желудочно-кишечного тракта, необходимость насыщения эмали минералами. В остальных случаях качественной гигиены зубов без использования ополаскивателя будет достаточно.

Татьяна БОХАН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *