Директор центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ирина Горельская: «С профессией я не ошиблась»

Актуально Образование

В этом году у директора центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ирины Владимировны Горельской – своеобразный юбилей. Двадцать лет назад она возглавила названное учреждение образования.

В то время подобные центры только начали создаваться в республике, да и вся работа с детьми, имеющими особенности психофизического развития только начинала приобретать строгую систему.

– Признаюсь, мне было психологически сложно из обычного учителя-дефектолога логопедической группы, которым я работала  в детском саду № 6 г. Копыля, стать директором, – так сегодня в нашем интервью Ирина Владимировна делится воспоминаниями. – Но опыт руководителя я перенимала у заведующего названного дошкольного учреждения образования Зинаиды Владимировны Ткачук. К тому же за плечами было и руководство районным методическим объединением учителей-дефектологов. Так что хоть небольшой опыт административной работы, но был. Вся сложность заключалась в том, что центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации только стали появляться в нашей стране, и четкой системы работы, равно как и нормативно-правовой базы, не было.

– И как Вы справлялись?

– По-разному получалось. Училась у своих коллег директоров учреждений общего среднего образования, много консультировалась в Минском областном ЦКРОиР. Через два года мы достойно выдержали главный экзамен – проверку департамента образования – и поняли, что находимся на правильном пути. Сразу оговорюсь, что основной костяк коллектива сформировался именно в то трудное время: воспитатели Инесса Болеславовна Ярмолик, Инна Владимировна Захаревич, Надежда Брониславовна Прохорова, Галина Ивановна Жук-Лавкайтис, помощники воспитателя – Елена Албиновна Черковская и Тамара Николаевна Быченко. Также на протяжении всего моего трудового пути для меня главными помощниками были и остаются коллеги: Ирина Александровна Годлевская, Валентина Григорьевна Сыман, Ирина Иосифовна Солонец, Марина Геннадьевна Климашевская, Валентина Витольдовна Нарейко. Мы вместе учились, ошибались, искали и находили разные варианты.

■ Ирина Горельская (в центре) с коллегами

– Ирина Владимировна, каким был Ваш путь в профессию?

– В старших классах при определении профессионального выбора я была на распутье. Мне очень нравилась профессия криминалиста, но одолевали сомнения: смогу ли работать? И классный руководитель Валентина Николаевна Власовец сделала довольно неожиданную подсказку: поступить на учителя-дефектолога. Почему она так посоветовала, не знаю, но оказалось, что такое решение было дальновидным: сейчас учителя-дефектологи очень востребованы. И сегодня с твердой уверенностью говорю, что не ошиблась.

– А где Вы начинали?

– Первым моим рабочим местом была Копыльская вспомогательная школа-интернат. Только по неопытности мне сначала казалось, что там учатся одаренные ребята… Когда я начала трудиться, там находились не только дети с психофизическими особенностями, но также и из неблагополучных семей, сироты. Я очень их жалела, привозила из дома разные вкусности, старалась привнести в их жизнь хоть частичку тепла. Это давалось нелегко. Мне во многом помогала директор этого учреждения Зинаида Константиновна Сташевская, да и весь коллектив давал советы молодому специалисту. Оказывали помощь и сотрудники районного методического кабинета.

– Ирина Владимировна, коль скоро мы вернулись к теме коллектива, расскажите о тех, кто работает в центре.

– Я очень рада, что коллектив у нас сложился творческий, креативный,  трудолюбивый. В 2020/2021 учебном году в ЦКРОиР работают 22 человека. Из них 11 педагогических работников, 2 – медицинских и 9 человек обслуживающего персонала. Семеро педработников, или 63,6%, имеют высшее образование и 4 (36,4%) – среднее специальное. Педагоги постоянно повышают уровень самообразования и свое-временно проходят повышение квалификации. На сегодня пять человек (46%) имеют высшую квалификационную категорию, трое (27%) – первую. Но каждый из них предан своему делу.

– В центре обучаются дети с особенностями психофизического развития. Скажите, как это учитывается при формировании образовательной среды?

– Мы заботимся о своих воспитанниках. Проводим планомерную работу по созданию безбарьерной среды для физически ослабленных лиц. Для этого у нас оборудованы пандус, лестничный подъемник, расширены дверные проемы, есть поручни к залам и кабинетам, в тамбурах, у входных дверей, санитарных комнатах. Обустроена площадка на игровом участке для детей-колясочников; контрастный окрас проступей лестничного марша, крыльца и пандуса. Кроме того, наименование учреждения продублировано тактильно-рельефной табличкой, выполненной шрифтом Брайля. Работает кнопка вызова, отсутствуют препятствия на пути следования в учреждение и остановки общественного транспорта. Классы и кабинеты специалистов оснащены компьютерной техникой и программными средствами для педагогов «Специальные образовательные средства». Оборудована сенсорная комната: имеются мягкие модули, панно «Бесконечность», «Звездный дождь», проектор, зеркальный шар, стол для рисования песком с подсветкой, кресло-груша, лежак. В группе и классах регулируемая учебная мебель соответствует росту детей.  Имеется стол для ребенка-колясочника. Вся мебель с закругленными углами. Имеется и реабилитационное оборудование: ходунки, стульчик и стол реабилитационный для ребенка с ДЦП, тренажеры – «Тотал-тренер», «Беговая дорожка», велотренажер,  «Кардио твистер», «Степпер».

– А что интересного в самом образовательном процессе?

– С сентября 2019 года реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития». Также коллектив достиг немало успехов, о чем свидетельствуют награды: Дипломы ІІІ степени в областном этапе республиканского конкурса «Лучшее учреждение специального образования» в номинациях «Лучший ЦКРОиР», «За социальное партнерство и работу по созданию оптимальных условий деятельности коллектива», «Лучший в организации финансово-хозяйственной деятельности», «За достижение высоких результатов среди учреждений района», «За достижение высоких показателей в развитии образования».

Диана ТКАЧЕНКО