Проверена эффективность Комплексной программы по профилактике правонарушений в Минской области на 2018 год

Человек и закон

Органами прокуратуры области в рамках промежуточного контроля проверена эффективность реализации Комплексной программы по профилактике правонарушений в Минской области на 2018 год, мероприятия которой, по сути, являются фундаментом правопорядка и общественной безопасности региона.

prokuratura_minskoy_oblasti

Комплексной программой большое внимание уделено организации работы по профилактике преступлений против государства, жизни и здоровья граждан, порядка осуществления экономической деятельности, насилия в семье, рецидивной преступности, распространения алкоголизма и наркомании, безнадзорности несовершеннолетних.

Реализация профилактических мероприятий в целом оказала положительное влияние на состояние криминогенной обстановки Минщины. Снизилось общее число тяжких и особо тяжких преступлений (-9%). Сохранилась динамика сокращения преступлений, совершенных несовершеннолетними (-10%) и в состоянии алкогольного опьянения (-2%). Уменьшилось число убийств (-6%), разбоев (-20%), краж имущества (-12%), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (-3%) и действиями против интересов службы    (-16%).

Вместе с тем результаты прокурорских проверок показали, что в большинстве регионов области мероприятия Комплексной программы не всегда выполнялись своевременно и надлежащим образом, что не позволило в полной мере повысить состояние правопорядка в области.

К примеру, в нарушение п. 38 Комплексной программы в Борисовском районе не проведена должным образом работа по обследованию условий проживания одиноких престарелых граждан и инвалидов. Выявлены неединичные случаи, когда отчеты государственных органов о посещении данных граждан по месту жительства не находили своего подтверждения. При этом в отношении пожилых граждан, проживающих на территории Борисовского района, совершено более полусотни преступлений, в том числе три убийства.

Одним из наиболее острых для Минской области вопросов в сфере профилактики правонарушений является эффективность работы по социально-трудовой реадаптации ранее судимых лиц.

В нарушение п. 98 Комплексной программы далеко не всеми райисполкомами проведен анализ работы по предоставлению возможности бесплатной профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки лицам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы, с принятием мер по совершенствованию данной деятельности.

В нарушение п. 102 Комплексной программы Березинским, Вилейским, Воложинским, Клецким, Копыльским, Логойским, Любанским, Минским, Молодечненским, Мядельским, Несвижским, Пуховичским, Солигорским, Стародорожским, Столбцовским, Узденским рай-исполкомами, Жодинским горисполкомом меры по стимулированию нанимателей, предоставляющих рабочие места для лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, не принимались.

При этом в текущем году из учреждений уголовно-исполнительной системы освободились и прибыли для постоянного проживания на территорию области более двух с половиной тысяч человек, из которых было трудоустроено лишь менее трети.

Тем самым Положение «О порядке организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений, в том числе частичной компенсации затрат по оплате труда таких лиц», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 347  от 14.04.2014 г., райгорисполкомами не выполняется.

Как итог, за 11 месяцев 2018 года из 2935 ранее судимых лиц, повторно совершивших преступление, 2069 (70,5%) нигде не работали и не учились. В области зафиксирован рост рецидивной преступности — с 4045 до  4103 (+1,4%). Удельный вес рецидивной преступности также возрос и является наибольшим в республике (44,5%).

Прокурорские проверки показали, что выявленные нарушения обусловлены формальным планированием работы в сфере предупреждения правонарушений со стороны ряда исполнительных комитетов базового уровня, отсутствием должного анализа социально-экономического положения и состояния преступности, а также низким уровнем ведомственного контроля за эффективным и своевременным выполнением запланированных мероприятий.

По фактам выявленных нарушений при реализации профилактических мероприятий прокурорами внесено в местные исполнительные и распорядительные органы, а также в органы внутренних дел 25 актов надзора. Прокуратурой области внесено представление в облисполком для принятия неотложных мер по исправлению сложившейся ситуации, а также рассмотрения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

Владимир НЕПОКУПНЫЙ,

старший помощник прокурора Минской области



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *