Что такое фейк и как с ним бороться

Актуально Общество

Что такое фейк и как с ним бороться выясняли во время проведения диалоговой площадки.

Согласитесь, сейчас против нашей страны идет самая настоящая гибридная война, в условиях которой наибольшую важность приобретает именно информационная безопасность в социальных сетях. Поэтому данная тема явилась главной во время проведения диалоговой площадки с руководителями, заместителями руководителей по идеологической работе, заместителями директоров по учебно-воспитательной (воспитательной) работе учреждений образования района.

Экспертами стали настоящие профессионалы в этом вопросе: доцент кафедры периодической печати и веб-журналистики факультета журналистики БГУ, секретарь белорусского Союза журналистов Алиция Пинюта и заместитель председателя правления областной оргструктуры Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание» Людмила Малашевич. Модераторами выступили  заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Наталья Горбацевич и главный специалист названного структурного подразделения Елена Карпеленя.

Алиция Пинюта и Людмила Малашевич

–  Сейчас  идет  информационная война, – говорит Алиция Францевна. – И она не менее опасна, чем Великая Отечественная, потому что враг скрыт, он среди нас, но вычислить его порой бывает трудно. В то же время благодаря всеобщей доступности мировой информационной паутины очень легко запутаться в ее сетях. Если и далее проводить аналогию со Второй мировой войной, следует отметить, что один из самых беспринципных (и действенных) приемов был отточен до совершенства именно во времена Третьего рейха. Он назывался «большая ложь». Его смысл заключался в том, что если ложь огромная, то никто не поверит, что кто-то имел смелость обезобразить действительность так бесстыже. А первым создателем поддельной картины мира стал нацистский идеолог Геббельс. Именно благодаря его идее коммуникационного контроля массового сознания населения Германии стал возможен рассвет фашистского режима в 1930-х. И этот пример наглядно показывает, как довольно быстро и малозатратно можно превратить общество в толпу, пораженную массовым психозом с помощью специфически поданной информации.

Как распознать обман (или говоря современным языком фейк)? Алиция Пинюта дала следующие рекомендации. Прежде всего должно насторожить отсутствие официального источника информации и гиперболизированный, абсурдный или слишком эмоциональный заголовок. Обязательно следует обратить внимание на подозрительный или неизвестный домен. Не нужно доверять сайтам, с редакцией которых невозможно связаться, где отсутствуют электронный и почтовый адреса редакции, телефоны, аккаунты в соцсетях, а сам материал без авторства. В статье же – сомнительные факты, передергивание событий, старые фотографии, которые выдают за актуальные.

– Главная задача новостного материала – донести актуальную и точную информацию, – уверяет Алиция Пинюта. – Даже если происходит что-то немыслимо страшное (атака зомби, вторжение инопланетян), СМИ должны говорить об этом беспристрастно. Поэтому когда в тексте используются эмоционально окрашенные слова («Шок-контент», «Обвал евро не за горами»), это признак манипуляции. Помните: самыми надежными источниками принято считать официальные сайты государственных учреждений и СМИ.

Общество «Знание» поставило серьезный заслон от фейковой информации, которую вливают извне. Об этом говорила Людмила Малашевич.

– Существенный вклад в борьбу с фейками и информацией вносит общество «Знание», – подчеркнула Людмила Иосифовна. – После событий 2020 года государство столкнулось с вызовами политического характера. Поэтому важно работать интенсивно, наступательно и эффективно.

Продолжением обсуждения актуальной темы стали вопросы, поступившие от директоров третьей городской школы Вадима Соловья и второй – Ирины Абас. Руководителей учреждений образования волновало, как помочь юношам и девушкам противостоять в мире, где обычная реальность зачастую подменяется виртуальной. Ответом стала рекомендация правильно формировать у подростков медиаграмотность, исключив запреты использования гаджетов и выбрав верную стратегию.

 Диана ТКАЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *