Брак: расторгнуть нельзя сохранить

Актуально Общество

Свой знак препинания каждый ставит сам. Но правила диктует жизнь

Данные официальные

Обсуждая семейную статистику с начальником отдела загс Копыльского райисполкома Викторией ТРАЯНОВИЧ, мы чаще делали акцент на приятных моментах: заключении браков, рождении детей. Но есть у этой медали и другая, не очень хорошая сторона, – расторжение браков. Поговорим о ней.

К сожалению, случается в жизни так, что семья распадается. Причины разводов – самые разные: не сошлись характерами, злоупотребление алкоголем, измены. Согласно статистическим данным, за 2021 год в Беларуси создано почти 60 тысяч супружеских пар, а разводов случилось за год  больше половины – 34 тысячи. И на Копыльщине ситуация не лучше.

– За девять месяцев текущего года зарегистрировано 77 браков, а 69 пар расторгли его, – вводит в курс дела Виктория Траянович. – Анализируя данную ситуацию на протяжении последних лет, отмечу, что в прошлом году эти цифры были следующими: на 113 браков пришлось 87 разводов. В 2020-м 85 пар стали семьями и 90 перестали ими быть. В 2019 году создан был 101 брачный союз, а 89 его расторгли. И в 2018 году было создано новых 89 семей, а 85 распались.

– Виктория Сергеевна, распадаются браки разные: и те, в которых прожит год, и многолетние?

– Да. Чтобы убедиться в этом, снова обратимся к цифрам. В 2018 году минимальная продолжительность семейной жизни перед тем, как расстаться, составила 4 месяца 9 дней, максимальная – 34 года 24 дня. В 2019 году эти цифры – 6 месяцев 22 дня и 31 год 15 дней соответственно. В 2020 году самой молодой семье исполнилось 7 месяцев 28 дней, а самой возрастной – 41 год 11 месяцев 30 дней. В прошлом году – и это, наверное, антирекорд, – молодожены прожили вместе… 1 месяц 18 дней, а вот их старшие собратья по несчастью – 37 лет 9 месяцев 27 дней. За 9 месяцев текущего года самой молодой паре, которая перестала быть семьей, исполнилось 7 месяцев 18 дней и 31 год 4 месяца 19 дней составила максимальная продолжительность брака.

– Каким был возраст мужчин и женщин, расторгнувших браки?

– К примеру, 2018 год запомнился максимальным возрастом как у мужчин, так и женщин – 55 лет, минимальный возраст составил 27 и 19, а средний – 37 лет и 35 соответственно. В 2019 году средний возраст разводившихся был равен 39 годам у мужчин и 36-ти у женщин. Самому старшему исполнилось 54 года, а женщине – 58 лет. Средний возраст равен 39-ти у представителей сильной половины и 36-ти годам – у прекрасной. Минимальную планку в 23 года преодолели мужчины, и в 20 – женщины. В 2020 году средний возраст мужчин составил 38, женщин – 35 лет. Самому старшему мужу исполнилось 79 лет, а жене – 69. Самому молодому было 23 года, а жене – 21 год. В прошлом году средний возраст разводившихся составил у мужчин 39 лет, у женщин – 36. И 89 лет – а это максимальный возраст – было мужчине на момент расторжения брака, а 65 – женщине. И по 19 лет самым молодым разводившимся мужу и жене. За 9 месяцев текущего года средний возраст тех, кто расторгнул брак, составил 39 лет для мужчин и 37 – для женщин. Самому молодому мужу, решившему развестись, исполнилось 24 года, а жене – 22. Старшему мужчине было 58 лет, 55 – женщине.

– Браки расторгаются в загсе или в суде?

– Расторжение отделом загса производится по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. В других случаях – через суд. Расторжение браков судом поступает как из суда Копыльского района, так и из судов других районов. Вот сколько проставленных отделом загса отметок о расторжении брака в записи акта о заключении брака и, следовательно, расторгнутых браков: в 2018 году – 68, в 2019-м – 74, в 2020-м – 75, в 2021-м – 66 и за 9 месяцев 2022 – 56.

– Виктория Сергеевна, как Вы считаете, почему семьи распадаются?

– Здесь сложно дать какую-то определенную оценку. Как ни странно, но зачастую брак сохраняется благодаря внешним механизмам его поддержания, к каковым можно причислить общественное осуждение и законодательные ограничения. Ни для кого не секрет, что раньше разводы сильно осуждались в обществе. Особенно в сельской местности, где о личной жизни знали все соседи. А для того, чтобы получить развод, нужно было преодолеть и определенные юридические препятствия. В городах же гарантирована полная анонимность личной жизни. Урбанизация набирает обороты – и вместе с ней развод становится дежурной процедурой.

Способствует разводам и изменение функции семьи. Раньше она зачастую была производственной – супруги держали большое хозяйство, а с этим в одиночку справляться сложно. Чем больше семья, тем больше рабочих рук. А выживание женщины вообще напрямую зависело от того, есть ли у нее муж.

Сейчас семья в большинстве случаев ничего не производит, а супруги по отдельности вне дома зарабатывают средства для существования. Большинство дел происходит порознь, за пределами дома. Зачастую супруги даже не обедают и порой не ужинают вместе. Воспитание детей тоже частично переносится за пределы семьи – детский сад, продленка. Объединяющих факторов у супругов становится все меньше. Интересно, что даже религия не способна кардинально влиять на статистику разводов и крепость семьи. Даже в католических странах с консервативными устоями теперь разводятся часто. И не будем сбрасывать со счетов самые главные причины – пьянство, измены, неумение уступать и слышать друг друга.

Что говорит Церковь?

Церковь всегда осуждала развод. Но в то же время есть причины, когда расторжение брака – наименьшая потеря.

Для последователей Христа единственной причиной для развода может быть прелюбодеяние супруга. 2000 лет спустя после слов Господа в Основах социальной концепции РПЦ именно они будут основанием для формулирования не менее строгой позиции Церкви по вопросу расторжения брака: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака… Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям… Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности».

Выглядит сурово, не так ли? Но разве есть семьи, в которых не случается кризисов? Разве бывает семейная жизнь без конфликтов? К сожалению, современная действительность диктует нам: если один из супругов не оправдал твоих высоких ожиданий – разведись с ним. Зачем предпринимать усилия и работать над отношениями? Можно просто закончить этот роман, потому что он больше не радует, и перейти к следующему. Но где гарантия того, что человеку, не желающему работать над отношениями и над собой, через несколько лет не захочется вновь убежать? Церковь предлагает нам вести себя в семейных конфликтах иначе и, конечно, предлагает свою помощь: «В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами оберегать целостность брака и предотвращать развод».

Такая позиция совершенно не соответствует современному взгляду на вещи. Она предполагает приложение усилий, принятие на себя ответственности за свой брак и свою семью. А это совсем не соответствует идее получения сиюминутной выгоды и удовольствия, доминирующей в светском сознании.

Но человеческая природа настолько богата различными пороками, что их разрушительную силу игнорировать просто невозможно. Алкоголизм, наркомания, семейное насилие – это как раз те ситуации, когда развод, возможно, является меньшим злом, чем оставление страдающей стороны и детей в опасности. И Церковь не отрицает их существования и гибельных последствий. В Основах социальной концепции РПЦ есть отсылка к определению «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», принятому в 1918 году Поместным Собором. Тогда в качестве причин для развода (помимо супружеской измены) рассматривались вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. Наше время внесло в этот перечень свои коррективы. Теперь к достаточным основаниям для развода относятся также СПИД, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

В любом случае развод – это катастрофа, которую нельзя устраивать по прихоти или из каприза. Это крайняя мера, которая во многом сопряжена с безопасностью для жизни и здоровья членов семьи. Если брак распадается, Церковь, как и в случае любого проявления греховной природы человека, призывает его к покаянию. И после покаяния и выполнения епитимьи допускает второй брак даже той стороне, которая была виновна в разрушении первого. Если мы снова обратимся к Основам социальной концепции, то увидим, что Церковь допускает церковный развод в ситуациях, когда распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным.

Материалы подготовила Диана ТКАЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *