О влиянии гаджетов на детей — в интервью с врачом-психиатром-наркологом Копыльской ЦРБ

Важное

О том, какие моменты важно не упустить в отношениях «ребенок-гаджет» и как избежать проблем из-за чрезмерного увлечения детьми «умной» техникой — в интервью с врачом-психиатром-наркологом УЗ «Копыльская ЦРБ» Мариной ГАЙДЕЛЬ:

— Многие родители считают: несмотря на какие-то риски, есть немало позитива в том, что ребенок с детства привыкает к гаджетам. Ведь впереди жизнь, полная технологий…

— Ученые придерживаются другого мнения: чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем негативнее последствия. А согласно исследованиям, для общего развития детей до 6 лет угрозу будет иметь игра с гаджетами продолжительностью всего 10-15 минут в день. В среднем же дети от 0 до 18 лет проводят с ними около 4 часов в день.

— Каковы преимущества отказа от гаджетов в развитии детей?

— Во время живого, эмоционального общения ребенок запоминает новую информацию в 15 раз быстрее, чем когда она звучит с экрана. Развитие речи также зависит от разговоров. Если ребенок проводит время рядом со взрослыми, даже если те заняты своими делами, но отвечают на его вопросы или комментируют, он слышит в десять раз больше слов в час, чем когда сидит перед экраном. У ребенка с гаджетом значительно меньше стимулов разговаривать. А развитие речи тесно связано с развитием интеллекта.

— Расскажите о возможных последствиях использования гаджетов.

— Детский мозг в целом не приспособлен для гаджетов. Даже фоновый шум от ноутбуков, где идет кино или играет музыка, приводит к гиперактивности и проблемам с концентрацией внимания. Кроме того, у дошкольников могут присутствовать отставание в развитии речи, проблемы с моторикой, нарушения памяти, плохая концентрация внимания, снижение креативности и различные эмоциональные расстройства (агрессивность, склонность к зависимости). Повышается и риск появления эмоциональных проблем, что связано с несоответствующим жестоким контентом, а также с тем, что компьютерные игры постоянно активируют систему компенсации и получения удовольствия. Поэтому ребенок теряет вкус к ролевым и подвижным играм, художественному творчеству. Ведь там нет переходов на другой уровень и начисления баллов.

— С какого возраста можно разрешать пользоваться гаджетами?

— Ученые рекомендуют вообще не давать их детям до 6 лет, в период большой пластичности мозга. Ученикам начальной школы стоит пользоваться ими до получаса в день, а подросткам — один час.

— Если все так плохо, почему родители не запрещают эти «умные устройства»?

— Потому что это просто удобно. Ведь дети не шумят, не задают вопросов, не требуют внимания. К тому же взрослые обмануты экспертами, которым платит индустрия развлечений.

— Что Вы можете посоветовать родителям в качестве альтернативы гаджетам?

— Во-первых, нужно заниматься с ребенком дома. Решающее значение для развития детей имеют разговоры, рассказывание историй, пение, обучающие игры, совместное творчество и, конечно же, чтение. Во-вторых, гаджетами дома лучше пользоваться лишь изредка. Запретите сами себе смартфоны, планшеты, ноутбуки как минимум на час после возвращения с работы и проведите это время с семьей. В-третьих, пользуйтесь гаджетами вместе с детьми. Так вы сможете контролировать контент, но при этом не запрещать, а убеждать, предлагать что-то другое. Ну и последний совет: не сдавайтесь. Ведь дети будут жаловаться, что не способны общаться на темы интернета и игр со сверстниками, что их обделили, не подарив очередную новинку. Но, поверьте, впоследствии, когда повзрослеют, обязательно признают вашу правоту.

Беседовала Оксана МИХАЙЛОВСКАЯ