Память о войне в картинах Михаила Савицкого

75 лет Победы Актуально

О Лавском бое знают не только на Копыльщине. Он является яркой страницей партизанского движения в Беларуси и примером мужества и героизма. Про героев Лавского боя сложены стихи и песни. Увековечен он и на картине народного художника Беларуси и СССР, Героя Беларуси Михаила Савицкого «Лавский бой».

■ Картина «Лавский бой», 1957 год

Жизнь и творчество Михаила Савицкого — одно из самых характерных явлений в искусстве и истории нашего времени. При этом они очень тесно связаны с событиями Великой Отечественной войны.

Чтобы верно понять суть живописи Савицкого, цель и призвание его труда, необходимо осмыслить последовательность событий жизни этого художника. Михаил родился в 1922 году в небольшой и по-своему уникальной деревне Звинячи на Витебщине. Мальчик вырос в крестьянской семье, образование получил в сельской школе. Такое миропонимание и отношение к жизни, где на первом месте стоял труд, с детства формировали его душу и сознание.

Вторая мировая война предопределила судьбы тех, кто родился в 20-е годы. Из мужчин, родившихся в Советском Союзе в 1922 году, лишь трое из ста вернулись с войны — и в их числе был Михаил Савицкий. Его призвали в ряды Красной Армии в 1940 году. Молодой воин был в рядах легендарных защитников героического Севастополя, выстоявших 250 дней под ударами вражеских полчищ. Когда возможности сопротивления были исчерпаны, попал в плен к гитлеровцам. В 1942 году война обернулась для Савицкого пленом — Бог и Судьба хранили этого человека для новых и еще более тяжких испытаний.

Михаилу Андреевичу довелось испытать удел узника концентрационных лагерей. Тому, кто знает, что такое лагерь, достаточно услышать слова: Бухенвальд, Дора, Дахау. Таких названий было много, слишком много в истории новейшего времени, и география их обширна: Освенцим, Биркенау, Майданек, Треблинка, и с другой стороны — Колыма, Воркута, Магадан, Нарым, Соловки…

1942-1945 годы. Михаил Савицкий — узник лагерей: Шталаг 326, лагерь военнопленных в Дюссельдорфе, концентрационный лагерь Бухенвальд, концентрационный лагерь Миттельбау-Дора, концентрационный лагерь Дахау. И только в 1945 году был освобожден вместе с другими военнопленными американскими вой-сками. Трудно представить, через какие испытания ему пришлось пройти.

После войны (1947-1951) Михаил Андреевич учился в Минском художественном училище, с 1951 по 1957 год была учеба в Московском художественном институте имени Сурикова. Стал художником в 40 лет, но является автором 150 тематических картин и монументальных работ. Он — народный художник СССР и Беларуси, академик Российской Академии художеств, Академии Наук Беларуси и Международной Славянской Академии. С 1957 года жил в Минске, руководил Академической мастерской живописи.

В начале 1960-х художник приступает к работе над темой, чрезвычайно близкой народу Беларуси, — теме партизанской борьбы. Картины «Партизаны», «Партизанская Мадонна», «Витебские ворота», «Казнь», «Партизанская Мадонна Минская», как и другие полотна этого цикла, утверждают героический смысл жизни и смерти, долга и преданности.

■ Михаил Савицкий возле картины «Партизанская Мадонна Минская», 1979 год

Серия картин Савицкого «Цифры на сердце» — особое явление в творчестве художника (1974-1979). Эти картины знаменуют высший этап зрелости его мастерства. Полотна раскрывают зловещий облик фашизма и утверждают бессмертие и красоту человека-борца. Все эти картины отмечены трагедийно-мрачным накалом колорита, чеканным рисунком, строгой композиционной симметрией. Картины насыщены контрастами. Свет противопоставляется тьме, прекрасное — безобразному, духовное возрождение — смерти.

Если кратко описать картину Михаила Савицкого «Узник 32815», то можно сказать, что юноша изображен в жалкой робе заключенного на фоне кованых ворот Бухенвальда. По полам робы пропечатаны буквы КL — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R обозначает русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке — номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо выпрямившись. В его взгляде — дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.

Можно сделать вывод, что суть этой картины состоит в том, что человеческое достоинство воспевается вопреки его уничтожению.

На картине «Эттерсберг — Голгофа ХХ века» изображен бухенвальдский бункер — место одиночных карцеров и пыток. В тупике коридора на решетке подвешен, как бы распят, юноша. Кровавая звезда алеет на его груди. Это мученичество не в библейские времена, а уготованное человечеству в ХХ веке. Крестообразно простертая фигура — олицетворение страданий, принесенных фашизмом.

Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых молодых и красивых для медицинских экспериментов. На картине «Отбор» фигуры девушек подобны золотым слиткам. Вырисовывается цинично деловитый облик гитлеровских молодчиков. Он контрастирует с безмерным отчаянием их жертв.

Стремясь истребить целые нации, эсэсовцы обманным путем заставляли являться предназначенных для уничтожения, имея при себе все ценное. «Канада» — так называли палачи пункты сбора несметных богатств. После ограбления людей загоняли в газовые камеры. Вереница фигур на втором плане картины «Канада» — последний путь обреченных. Отвратителен циничный эсэсовский главарь — воплощение скверны, воцарившей на земле.

«Летний театр» — так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов. Печи крематориев не успевали справляться с этой задачей. Тела в такие ямы обычно сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии.

В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались попытки побега. На картине «Побег» одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушается пирамида тел. Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.

Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо Мадонна — символ всех погибших матерей. Она прекрасна, как и в живописи Возрождения. «Мадонна Бирхенау» — картина Михаила Савицкого — идеал любви, красоты и материнства. Для мракобесия он недосягаем. Он бессмертен. И, словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами. Это только несколько коротких описаний картин, написанных Михаилом Савицким. Но они никого не оставляют равнодушным.

Все дальше уходит от нас война. Все меньше остается ее свидетелей, очевидцев, участников. Но мы будем все время помнить о тех страданиях, которые пришлось вынести людям. Пусть она никогда не повторится.

Татьяна МИХАЙЛОВСКАЯ,

учитель английского языка СШ № 2 г. Копыля, внештатный корреспондент «СП»


P.S. С недавнего времени минчане и гости столицы смогли любоваться обновленной после реставрации площадью Победы в городе Минске. Теперь на стенах подземного перехода метро — архивные фото и копии произведений белорусских художников, которые были участниками Великой Отечественной войны. Среди них и картина Михаила Савицкого, на которой изображен Лавский бой.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *