Психолог СШ № 2 г. Копыля о том, как научиться понимать своего ребенка и стать ему другом

Важное Новости

Довольно часто из средств информации мы узнаем о том, что подростки сбежали из дома, взяли в руки оружие или решили уйти из жизни. Складывается сложная ситуация, решить которую родителям не всегда под силу самим. В подобных случаях на помощь приходит психологическая служба.

Как научиться понимать своего ребенка и стать ему другом, мы беседуем с психологом СШ № 2 г. Копыля Анжеликой КЛИМОВОЙ (на снимке).               

– Анжелика Николаевна, почему именно подростковый возраст считается трудным?

– Прежде всего, потому, что это процесс перехода от опекаемого детства, когда ребенок живет по правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни. В это время закладываются и формируются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, во многом определяющие в дальнейшем жизнь взрослого человека.

– Меняется ли система ценностей у подростка?

– Безусловно, то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, часто характер взаимоотношений со взрослыми и родителями начинает носить протестный характер. Даже благополучные ранее в воспитательном отношении дети становятся грубыми, скрытными, а их поведение и манеры  –показными. Они стремятся поступать наперекор требованию и желанию взрослых, игнорируют их замечания. В то же время у подростков часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, они очень ранимы, обидчивы, легко могут впадать в депрессию. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе.

– Подростковый возраст – это и время первой любви…

– В это время меняются взаимоотношения между мальчиками и девочками – возникает желание нравиться, формируется повышенный интерес друг к другу – у девочек, как правило, к старшим подросткам, у мальчиков – в форме «задирания» девочек. Если в 5–8-х классах – компании однополые, то в 9–10-х –  смешанные. К этому времени возникают пары.

– Хорошо, когда чувства взаимны.

– Да, и родители поймут это по внешнему виду ребенка и состоянию. Он постоянно пребывает в приподнятом настроении. Объект любви является для него идеалом, им хочется похвастаться перед сверстниками. Влюбленные проводят много времени вместе, разделяют интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками. Школьники фантазируют, мечтают о совместном будущем. Им кажется, что чувство будет длиться вечно, но первая влюбленность зачастую кратковременна и редко заканчивается браком. На этом этапе важно не разрушать чувства, а относиться к ним с пониманием. Подросткам нужно объяснить, что первая влюбленность не всегда заканчивается браком, поэтому даже если произойдет какая-то размолвка, то ничего катастрофического в этом нет.

– А что делать, если чувства безответны?

– Если влюбленность не нашла у избранника взаимности, то ребенку кажется, что мир рухнул. Первые неудачные попытки отношений наносят огромный удар по самооценке. Отвергнутый подросток начинает искать в себе изъяны, заниматься самобичеванием. Нередко происходит кардинальная смена внешности, совершаются несвойственные ему поступки ради привлечения внимания объекта любви. При безответных чувствах родителям необходимо разговаривать с ребенком, поддерживать и не отмахиваться от возникшей ситуации.

– К сожалению, родители не всегда знают, как себя вести. Какие ошибки они могут совершить?

– В переходном возрасте практически все подростки считают, что взрослые слишком их опекают и не дают личной свободы, вмешиваются в личную жизнь. Хотелось бы порекомендовать мамам и папам вспомнить себя в этот период. Вспомнить, как они сами были уязвимы и ранимы в это время. Или как неожиданно вспыльчивы и грубы (ведь никто не объяснил им, что это игра гормонов и они в полной мере за себя не отвечают). Наконец, предстоит осознать и такой факт: взгляды родителей на избранницу (избранника) влюбленного подростка могут и не совпадать. Приложите усилия – не навязывайте свое мнение. Это сохранит между вами доверительные отношения.

– Очевидно, что семья для подростка – это самый важный фактор его становления, несмотря ни на какие неурядицы.

– Это действительно так, и главное не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи и детьми. К сожалению, в наше время растет число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.

– Анжелика Николаевна, нельзя не затронуть еще одну острую проблему – распространение суицидального поведения среди молодежи.

– И это очень страшно. Всего за последние пять лет в Беларуси зафиксировано 124 детских суицида. По статистическим данным, мальчики чаще совершают самоубийства: на одну девочку приходится 2,5 мальчика, возраст – в основном 15–17 лет.

– Каковы причины, толкающие подростков к неисправимому выбору?

– Как ни странно, депрессии и реактивные депрессивные состояния составляют очень маленькую часть среди причин детских суицидов. Причина, по которой дети пытаются уйти из жизни, – это нарушенные семейные отношения. 70% детей, которые были опрошены уже после суицидальной попытки, говорят о том, что у них нет доверительных отношений в семье, и они не могут обратиться за помощью к своим родителям. Кстати, неразделенная любовь или запрет родителей тоже могут стать причинами ухода из жизни.

– Многие считают корнем зла проблему распространения деструктивных игр в интернете. Как бы Вы прокомментировали такое заявление?

– Хочу отметить, что в такие игры вовлекают детей, у которых нет поддержки, понимания и помощи среди близких в семье, – и он уже готов найти эту игру. Суицидоопасная игра – это своего рода толчок, ускоритель, но это не причина ухода из жизни.

– На какую психологическую помощь могут рассчитывать учащиеся школы?

– Это ежегодная комплексная психологическая диагностика для выявления депрессивных состояний и повышенной тревожности у подростков, мероприятия по формированию жизненных навыков и личностного роста в шестой школьный день. Педагоги-психологи и социальные педагоги обучают подростков противостоянию негативным социальным влияниям. Тематика таких занятий разнообразная – «Мы выбираем жизнь», с целью профилактики суицидальных намерений; «Взаимоотношения между мальчиками и девочками, неукоснительные правила»; «Правила эффективного общения»; «Как завоевать авторитет в классе»; «Закон и ответственность»; «4 способа повысить самооценку»; «Как управлять собственным гневом»; «Умей сказать нет» и др.

– Куда может обратиться подросток, переживающий стресс, депрессию?

– Работает в круглосуточном режиме республиканская телефонная Детская линия помощи (8-801) 100-16-11 для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающимся в психологической поддержке. Областная экстренная круглосуточная психологическая служба «Телефон доверия» (8-017) 202-04-01.

Подготовила Диана ТКАЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *