Аутизм: симптомы и коррекция

Медицинский вестник

detskiy_autizm_priznaki_diagnostika_i_korrektsiya

Актуальность развития помощи лицам с расстройствами аутистического спектра определяется несколькими факторами: высокой и постепенно увеличивающейся частотой встречаемости (примерно 1% населения); сложностью и многообразием клинической картины;  трудностями диагностики и дифференциальной   диагностики; недостаточной эффективностью лечебно-коррекционного процесса.

В   то   же   время    раннее   установление   диагноза    аутизм    (РАС) встречает   значительные   трудности.   В  раннем   возрасте   симптомы аутизма,   как и многих других нарушений развития,   проявляются в незрелых,  трудных для выявления формах. 

Симптомы. Базисные симптомы (встречаются у всех): нарушение социального функционирования, нарушение развития навыков общения, необычная способность к символическим играм, ограниченность интересов и стереотипное поведение. Дополнительные симптомы: необычные моторные стереотипии, когнитивные нарушения, нарушения эмоционального реагирования, неврологические и поведенческие нарушения. При этом всегда нарушается социальное функционирование. Степень его различна: от странностей в социальном взаимодействии до почти полной отстраненности и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Нарушаются и навыки общения: дети не указывают на предметы, не показывают их; не пытаются привлечь внимание родителей взглядом; речь может не развиться вообще (50%); перед началом речи нет лепета; могут быть болтливыми, но не поддерживать беседу;  не схватывают юмор и иронию в разговоре.

Странности в поведении, характерные для аутизма: не играют с обычными игрушками; неадекватная повторяемость одного действия; потребность навязчивого характера в сохранении постоянства окружающего  их  предметного мира;   наблюдение  за  текущей  водой, движущимися и вращающимися предметами;  при хорошо развитой речи темы общения ограничиваются вокруг специфических областей.

Основу систематики современных подходов к коррекции можно представить следующим образом: традиционные подходы (медицинские и психолого-педагогические); альтернативные подходы в медико-биологическом и психолого-педагогическом воздействиях.

Родители часто воспринимают диагноз аутизм как приговор, диагноз нередко вытесняет реальные проблемы ребенка, толкает родителя не на использование современных возможностей помощи, а на поиск недостижимого «полного излечения».

Реабилитация аутистов представляет собой процесс взаимодействия, требующий приспособления как со стороны пациентов, так и со стороны окружающих их людей. Но в основе этого взаимного процесса — право аутиста быть самим собой и непохожим на других, что является характеристикой его личности и должно признаваться обществом.

Ирина НАЛИВКО,

заведующий отделением медицинской реабилитации ГКДПД (Городской клинический детский психиатрический диспансер)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *