От исследования — к реальной экономии

Актуально Образование

Ученик 8 класса ГУО «Гимназия № 1 г. Копыля им. Н.В. Ромашко» Башар Абас награжден Дипломом II степени по итогам областного этапа XI республиканского конкурса «Энергомарафон-2017».

■ Светлана Святская и Башар Абас
■ Светлана Святская и Башар Абас

На очную защиту, которая проходила в Минском государственном областном лицее, были приглашены учащиеся, чьи конкурсные работы жюри признало лучшими в своих номинациях: «Проект практических мероприятий по энергосбережению» и «Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов». Юные ученые из учреждений образования Минщины представляли свои предложения по энергосбережению. Тема исследования Башара Абаса называется «Энергосберегающие лампы как способ экономии электроэнергии». Над его реализацией мальчик трудился вместе с учителем физики гимназии № 1 г. Копыля им. Н.В. Ромашко Светланой Евгеньевной Святской.

Работа по данной теме проводилась кропотливая: были изучены нормативно-правовая база и специальная литература, произведен сравнительный анализ характеристик различных ламп с точки зрения потребления электроэнергии, ресурса работы и стоимости. Кроме того, используя метод комплексного сравнения объектов исследования (лампы накаливания, люминесцентные лампы и энергосберегающие люминесцентные лампы), удалось рассчитать количество потребляемой энергии за ноябрь 2017 года в учебном кабинете 8 «А» класса и экономию, полученную при этом.

Из исследовательской работы Башара АБАСА:

В помещениях гимназии в разное время использовались лампы разных видов. Так, в кабинетах старших и начальных классов для освещения применяются люминесцентные энергосберегающие лампы, в фойе начальной школы и в некоторых кабинетах — лампы накаливания, в отдельных помещениях (спортивном зале и лаборантских физики) использовались люминесцентные лампы, рассчитанные на 80 Вт. И у нас возник вопрос: «Какие из этих ламп выгоднее использовать в гимназии (а значит, и дома) в целях экономии электроэнергии и, как следствие, денежных средств и почему бы не использовать в качестве осветительных приборов светодиодные лампы».

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что полностью отказываться от ламп накаливания нельзя, т.к. энергосберегающие лампы при всех своих достоинствах все же обладают целым рядом существенных недостатков, которые нельзя не учитывать. Среди которых самый главный — это возможный вред от паров ртути, содержащихся во всех люминесцентных лампах.

В настоящее время набирает популярность у населения светодиодное освещение. Но споры о его достоинствах и недостатках не прекращаются. Например, в детсадах, школах, учреждениях профессионально-технического образования использование светодиодных ламп запрещено. Значит, не настолько уж они безобидны?

У нас в стране, согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 115 от 29 декабря 2014 года, использование светодиодных источников света в учреждениях образования республики ограничено. Основная причина принятия такого решения — недостаточность научной информации о безопасности светодиодных светильников для детской аудитории. Кроме того, считается, что систематическое воздействие света провоцирует бессонницу, повышает возбудимость нервной системы. А свет от таких ламп способен оказывать негативное воздействие на сетчатку глаза.

Проведя расчет потребления электроэнергии в отдельно взятом классе, мы увидели, что использование люминесцентных ламп с электронным пускорегулирующим аппаратом позволяет существенно экономить электроэнергию в гимназии. И это при том, что расчет производился по санитарным нормам и не учитывался тот факт, что реально время работы этих ламп в среднем в 2-6 раз больше (сказываются погодные условия). Следует помнить, что экономить электроэнергию только за счет применения энергосберегающих ламп недостаточно. Важное место в этом вопросе занимает также оптимальное размещение осветительных приборов, что позволяет (по разным источникам) сэкономить до 20% электроэнергии.

И еще: главным способом экономии электроэнергии в гимназии все же остается бережное ее использование. Речь идет о выключении света во время перерывов, когда в классной комнате никого нет, использование в полной мере естественного освещения (расшторенные окна, чистые стекла, отсутствие на подоконниках цветов). Да, последнее слово в создании универсальных энергосберегающих невредных ламп еще не сказано. Совершенствуется технология производства ламп, появляются новые их виды, способные потеснить неэкономичные лампы накаливания и вредные ртутьсодержащие — люминесцентные. Значит, у нашей работы есть продолжение.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *