Людмила Нижевич, депутат парламента: «Социальная направленность бюджета  сохранится»

Актуально Афіцыйна Галоўныя падзеі

Завершилась третья сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. Рассмотрено более 60 законопроектов, приняты к сведению пять декретов Президента Республики Беларусь.

Подводим итоги с депутатом парламента по Копыльскому избирательному округу № 66 Людмилой Нижевич.

■ Людмила Нижевич (третья слева) среди депутатов
■ Людмила Нижевич (третья слева) среди депутатов

— Людмила Ивановна, Вы являетесь членом Постоянной комиссии по бюджету и финансам. Чем занималась ваша комиссия в период сессии?

— Основной задачей стала подготовка пакета документов, определяющих реализацию сбалансированной бюджетно-налоговой политики в 2018 году. Учитывая важность данного вопроса для каждого гражданина нашей страны, остановлюсь на нем несколько подробнее. Проект республиканского бюджета на 2018 год формировался на фоне улучшения макроэкономической ситуации, вместе с тем в основу бюджета положены

параметры консервативного сценария.

Прогнозные показатели предполагают темп роста ВВП 101,2 процента. Среднегодовые параметры: инфляции — в пределах 107,4 процента, ставки рефинансирования — 11 процентов годовых. Курс доллара США — 2,038 белорусского рубля и 62,3 российского рубля, цены на нефть — 43 доллара за баррель.

Такие подходы, по нашей оценке, позволят создать необходимые финансовые условия для закрепления позитивных тенденций, при этом сфокусировать необходимые ресурсы на поддержке реального сектора и решении задач инновационного характера. С учетом реализации предлагаемых мер налоговой политики доходы консолидированного бюджета в 2018 году прогнозируются в размере 32,4 млрд рублей, республиканского бюджета — 20,5 млрд рублей, или 107,5 и 107,8 процента к оценке поступлений текущего года. Налоговая нагрузка в 2018 году составит не более 25,5 процента к ВВП и не превысит предусмотренного в программных документах социально-экономического развития на пятилетку уровня в 26 процентов к ВВП.

Исходя из прогнозируемых финансовых ресурсов расходы консолидированного бюджета на предстоящий год определены в сумме 31,8 млрд рублей, республиканского бюджета — 19,8 млрд рублей, их рост к 2017 году составит около 107 процентов. В номинальном выражении весь прирост доходов республиканского бюджета (а это 1,2 млрд рублей) будет направлен на увеличение фонда оплаты труда и пенсий военнослужащих и расходов на обслуживание государственного долга.

— Для каждого из нас очень важно, будет ли сохранена социальная направленность бюджета?

— Безусловно. Фонд оплаты труда с начислениями в 2018 году в целом по консолидированному бюджету по сравнению с 2017 годом увеличится на 1,2 млрд рублей, или 12,9 процента. Это позволит увеличить среднемесячную заработную плату работникам бюджетной сферы до 700 рублей по сравнению с 615 рублями, прогнозируемыми в 2017 году, или рост составит 14 процентов.

При получении в бюджет дополнительных доходов предусматривается их направление на дополнительное повышение оплаты труда в бюджетной сфере, для этого на 2018 год предусмотрено создание резервных фондов.

В будущем году с бюджетным финансированием будет реализовываться 21 государственная программа социально-экономической направленности, а также 15 госпрограмм, направленных на обеспечение национальной безопасности, 16 государственных научно-технических программ и 12 государственных программ научных исследований. Охват бюджетным финансированием программ составит около 60 процентов.

— Каким же образом будет построена налоговая политика?

— В основу выработанных на будущий год мер налоговой политики заложены положения принятого Главой государства пакета решений, направленных на либерализацию условий ведения бизнеса, а также на стимулирование самозанятости граждан, развитие ремесленной деятельности, агроэкотуризма, бытовых услуг, общественного питания и торговли в сельской местности и малых городах.

Исходя из этого, а также в связи с наличием в Декрете № 7 требования о стабильности налогового законодательства принято решение не вносить в текущем году изменения в Налоговый кодекс посредством принятия соответствующего законопроекта.

В свою очередь, мера, непосредственно связанная с отдельными доходами бюджета на 2018 год, учтенная при расчете его показателей, а также основные направления по упрощению порядка применения и совершенствованию отдельных норм налогового законодательства будут реализованы путем принятия Указа Главы государства.

В течение 2018 года планируется подготовка и последующее принятие комплексных корректировок в Налоговый кодекс, которые должны обеспечить стабильность налогового законодательства в течение трех лет.

Особенностью при формировании местных бюджетов в 2018 году будет то, что сохранены действующие нормативы отчислений от республиканских налогов в бюджеты областей, в их числе налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и экологический налог. Кроме этого, налог на прибыль, зачисляемый в местные бюджеты, запланирован без учета прироста налоговых поступлений к утвержденным на 2017 год объемам.

Все это должно сформировать прямые стимулы для местных органов власти к повышению прибыльности работы предприятий, расположенных на подведомственной территории.

Земельный налог и налог на недвижимость приняты для расчета расходов и дотаций без учета дополнительных доходов, поступающих в местные бюджеты в результате реализации прав местных Советов депутатов по повышению ставок налогов на собственность до 2,5 раза.

— Что собой представляют изменения и дополнения, внесенные в Бюджетный кодекс?

— Они направлены  на повышение открытости, гласности и  прозрачности бюджетного процесса. На законодательном уровне закрепляется институт администрирования доходов бюджета.

— Каким образом будет сформирован Фонд социальной защиты?

— Подходы, заложенные при формировании бюджета на 2018 год, приняты за основу и при формировании Бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год, основной целью которого является правовое регулирование общественных отношений, возникающих в сферах пенсионного обеспечения, сохранение стабильности пенсионной системы страны, дальнейшее ее развитие в современных условиях.

По сравнению с 2017 годом структура доходов и расходов бюджета практически не изменилась, и предусмотрен их рост к ожидаемому исполнению 2017 года в пределах 9 процентов. В целях сбалансированности бюджета Фонда запланирована передача средств из республиканского бюджета в виде субвенций в объеме 1,4 млрд рублей.

— Куда же в первую очередь будут направлены средства?

— Как и в предыдущие годы, около 80 процентов средств бюджета Фонда планируется направить на пенсионное обеспечение — 10,1 млрд рублей, запланирован рост пенсий в пределах 7 – 8 процентов, на выплату пособий запланированы расходы 3,1 млрд рублей, или с ростом 13 процентов. Предусмотрены ресурсы для решения вопросов с обеспечением занятости населения, финансированием мероприятий по санаторно-курортному лечению и оздоровлению граждан.

Таким образом, через последовательное использование законодательных механизмов государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2018 году гарантируется реализация важнейших социальных прав граждан.

— Что же предпринято депутатами для выполнения заданных параметров бюджета и прогноза социально-экономического развития?

— Нами принят ряд законодательных актов, нацеленных на либерализацию хозяйственной деятельности, содействие добросовестной конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности страны, расширение использования цифровых технологий в экономике. Развитию коммерческой деятельности будет способствовать совершенствование банковской сферы.

Раскрепощению деловой инициативы должна способствовать проведенная корректировка административного законодательства. Смягчена ответственность за незначительные экономические нарушения. В совокупности с мерами, принятыми в сферах антимонопольной политики и стимулирования деловой активности, эти решения существенно расширяют диапазон возможностей для людей, которые хотят открыть свое дело.

Принят ряд мер по усилению социальной защиты граждан. Пенсию по возрасту теперь будут получать и лица, которые долгое время выполняли социально значимые виды деятельности и поэтому не смогли набрать необходимый стаж работы. Это военнослужащие, люди, которые ухаживали за инвалидами или престарелыми. Расширены возможности в финансировании мероприятий, проводимых ветеранскими организациями.

В ходе сессии значительно пополнилась международно-договорная база страны. Следует отметить, что основная масса  из ратифицированных документов направлена на обеспечение притока иностранных инвестиций, развитие предпринимательства, повышение конкурентоспособности белорусских производителей на внешних рынках.

— Людмила Ивановна, и в заключение, с чем бы Вы хотели обратиться к своим избирателям?

— Уважаемые избиратели, хочу поблагодарить вас всех за вашу активную жизненную позицию и сердечно поздравить с наступающими Новым годом и светлым праздником Рождества Христова. Пожелать всем прекрасного праздничного настроения, крепкого здоровья, счастья, благополучия и радости вашим близким и родным.

Беседовал Сергей КОЗЕЛ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *