Руководитель: молодо – не зелено

Основы этикета

Итак, свершилось: вы — руководитель. И не так важно, что именно вы возглавляете, на вас теперь лежит ответственность не только за собственные поступки, но и за действия людей, которые стоят за вами. И уж совсем неважно, сколько вам лет (25, 30 или 50): пока не наберетесь опыта, вы — молодой руководитель. Как не потеряться в лабиринтах руководства — в нашей статье.

молодой руководитель

Руководитель — лицо организации

Теперь по вашему внешнему виду, манере вести себя, по степени выполнения вами требований делового этикета судят обо всей организации. Одна мелкая, но неудачная деталь в поведении, один — даже незначительный — но неэтичный поступок могут испортить впечатление окружающих об организации в целом. Поэтому сотрудники организации и вы сами не имеете права не уделять внимания внешнему облику. Ваши одежда, манеры, поведение, внешнее проявление настроения — все должно быть безупречно.

Считайте. Записывайте. Храните

Работа на руководящей должности подвергнет вашу память суровым испытаниям. Устной договоренности недостаточно. Даже если вы поговорили с кем-то и точно договорились, и оба точно помните, о чем договорились, все равно уточните формулировки. Запишите. Рано или поздно от вас потребуют отчетность — подумайте, какие цифры служат показателями вашей работы, с помощью каких показателей можно увидеть проблемы. Начните собирать эти цифры, даже если никто от вас этого пока не требует: лучше быть способным их предоставить, чем сидеть над внезапным отчетом всю ночь с горящими штанами.

Поведение во время делового совещания

Да, руководителю приходится часто бывать на подобных мероприятиях и проводить их самому. Совещание начинайте точно в назначенное время, не ожидая опаздывающих, так как соблюдение регламента и времени его начала — знак уважения к присутствующим. Деловой человек не опоздает, но, если это все же случилось, тому должны быть веские причины. И после совещания руководителю все же имеет смысл выяснить, что заставило подчиненного опоздать, или сделать ему замечание. И совершенно исключается с точки зрения этики опоздание на совещание самого руководителя.

Стиль проведения совещания — предельно деловой, руководитель не должен предлагать для обсуждения вопросы, не обозначенные в повестке дня, отклоняться от регламента. Нельзя «давить» на подчиненных-участников совещания, навязывая им то или иное решение. Демократичность, краткость, деловитость, точное следование установленному порядку — соблюдая эти требования, вы обеспечите этику делового совещания.

Если вы проводите совещание сами, не следует постоянно смотреть на наручные часы. Это производит гнетущее впечатление на участников: им может показаться, что они зря растрачивают время руководства. В том помещении, где проводится совещание, должны быть настенные часы. Если этого нет по какой-либо причине, а следить за временем необходимо, следует снять наручные часы и, положив их перед собой, смотреть по мере необходимости.

Контролируйте себя при контактах с подчиненными

Помните, что каждый подчиненный — не только исполнитель определенных служебных функций, но и личность, имеющая свои интересы, цели, собственное мнение о своей работе, ее ценности и качестве. Относитесь с уважением к каждому, укрепляйте в нем веру в себя, в свои способности, в свой творческий потенциал — и результат не заставит себя ждать.

«Не пытайся ударить, а бей»

Важны дела, а не намерения. Никого не интересует, что вы хотели сделать, что думали бессонными ночами и т.п. Пока вы не делаете ничего конкретно или делаете что-то не то, ваша работа не результативна. Если вас сдерживает страх, помните, что страх — это не то, чего ожидают от начальника. Страшно всем и каждому, а руководитель — вы. И решать вам. Твердое решение — ваш основной продукт.

Субординация

Это такая схема взаимоотношений, при которой существует дистанция между подчиненным и начальником, старшим и младшим. То есть более младший по должности обязательно должен относиться с уважением к старшему, а хороший начальник не допустит панибратских отношений с младшими по должности. Чтобы избежать рабочих неурядиц, следует держать дистанцию, причем с обеих сторон. Порой сотрудники ведут себя некорректно по отношению к начальству, подшучивают над ним, говорят категоричным тоном. Но теперь начальник — вы, и вам предстоит выстраивать грамотные отношения как с вышестоящим руководством, так и с подчиненными.

Говорите, как сделать, а не делайте

Возглавив организацию, вы, разумеется, несете ответственность за ее эффективную работу. Но будет большой ошибкой систематически обеспечивать эту эффективность личными усилиями. Вас выбрали на роль руководителя из-за огромного опыта и навыков. И теперь ваша задача — не применять эти навыки лично, а сделать так, чтобы они были в таком же объеме у как можно большего числа ваших сотрудников. Главная ошибка новоиспеченного руководителя — делать все что надо и как надо за своих сотрудников молча. Сотрудник должен узнать, как исправить ситуацию, и не допустить ее повторения.

Люди — не машины

Будьте готовы к тому, что сотрудники станут неправильно интерпретировать указания, проявлять разную степень трудоспособности в разные дни, болеть, ссориться, лениться, менять род деятельности, косячить и не высыпаться. Они — живые люди. Именно вам, а не кому-то еще, придется разбираться с их личными проблемами, давать или не давать отгул, ругать за недоработки, хвалить за хорошую работу, разбирать ссоры и претензии, поздравлять с днями рождений и свадьбами, увольнять. Заранее выясните, как решались все эти вопросы до вас. Задумайтесь, хорошо ли шли дела, пока вы еще не были руководителем: если что-то можно было сделать лучше, то это шанс проявить себя. И не ждите, что люди будут как заведенные каждый день по восемь часов выполнять работу, даже если вы каждого научили, как это делать. Они найдут миллион причин сделать по-своему. Распределяя задания и обязанности, учитывайте характер и способности подчиненных: все люди разные, следовательно, и возможности их тоже разные. Умейте использовать сильные стороны подчиненных.

Умение подать себя и общаться

Идеальный руководитель должен обладать даром убеждения и умением преподносить себя и свои идеи. Задача не из простых. Чтобы убеждать самые разные аудитории, вам потребуется немалая гибкость ума и стиля. Руководители должны поддерживать хорошие отношения и за пределами компании. Умение подать себя превратилось в ключ к успеху, и в будущем его важность будет только возрастать, так как жизнью организации интересуются и СМИ, и государственные органы, и сотрудники, и законодатели, и обыватели. И, наконец, начальники должны быть восприимчивы к новой информации и уметь ее анализировать.

Культура общения — высокая

Именно она оказывает сильное влияние на ваш авторитет как руководителя. К ней относятся: демократизм общения с подчиненными, доступность, внимательность, умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение к данному слову. Немаловажное значение имеют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать вашим внутренним нравственным убеждениям. Только при этом условии нормы служебной этики смогут помочь вам как руководителю общаться с людьми более эффективно.

Говорим грамотно

Среди правил общения с людьми культура речи играет особую роль и предполагает навыки и умение правильно сформулировать свои мысли, оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, жестов, мимики. Речь несвязная, невыразительная, содержащая «штампы» не способствует высокой эффективности общения, не убеждает людей, не запоминается. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие. Для того чтобы научиться хорошо говорить, научитесь ясно мыслить, а для этого нужно быть эрудированным человеком, умеющим убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон.

Подготовила Диана ТКАЧЕНКО



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *