Доступность образования – каждому ребенку

Актуально Образование

На базе Копыльской вспомогательной школы-интерната и Копыльского государственного колледжа прошел областной семинар «Формирование профессиональной идентичности у учащихся с особенностями психофизического развития».

Его участниками стали заместители директоров по воспитательной работе и учителя вспомогательных школ-интернатов, педагогические работники учреждений профессионально-технического образования Минщины.

Урок труда проводит Галина Дорохович
Урок труда проводит Галина Дорохович

Открыли семинар директор ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Наталья Викторовская, начальник отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования управления образования Миноблисполкома Елена Мартинкевич, начальник центра профессионального образования ГУО «Минский областной институт развития образования» Татьяна Страпко и начальник отдела образования, спорта и туризма Копыльского райисполкома Елена Михайловская.

Главная цель мероприятия — повышение эффективности взаимодействия учреждений среднего образования и среднего специального образования в процессе обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В ГУО «Копыльская вспомогательная школа-интернат» заместитель директора по воспитательной работе Александр Николаевич познакомил гостей с опытом работы по формированию профессиональной идентичности у учащихся школы-интерната. Участники семинара отметили важность взаимодействия учреждения образования с учебными заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями района, где воспитанники школы-интерната знакомятся с их деятельностью, получают навыки по выбранным направлениям профессиональной подготовки.

Воспитанники школы-интерната на высадке рассады капусты
Воспитанники школы-интерната на высадке рассады капусты

В сопровождении директора учреждения Марины Крепской гости посетили уроки и занятия трудовой направленности. С интересом присутствующие наблюдали за ходом урока трудового обучения по теме «Классификация кормов растительного происхождения» с применением различных современных технических средств в 12 классе (класс углубленной социальной и профессиональной подготовки по специальности «Животноводство»), который провела учитель трудового обучения, дефектолог Галина Дорохович.

На уроке трудового обучения воспитанники 8 «А» класса постигали навыки кройки и шитья. В момент посещения занятия учитель трудового обучения Лариса Николаевич  продемонстрировала элементы урока по теме «Обработка долевого и поперечного срезов косынки».

В школе-интернате действуют классы по специальностям «Овощевод. Садовод» и «Животновод». Поэтому немало занятий проходит на открытом воздухе, где ребята получают необходимые навыки. В тепличном хозяйстве под руководством учителя трудового обучения Елены Майсюк ученики 11 класса (углубленной социальной и профессиональной подготовки) высаживали рассаду капусты раннего сорта в открытый грунт. Неподалеку занятие по организации пастьбы крупного рогатого скота для учеников 12 класса проводил учитель трудового обучения, дефектолог Сергей Дорохович.

Побывали участники семинара и в подсобном хозяйстве школы-интерната. Как ухаживают воспитанники учреждения за животными, рассказал заместитель директора по подсобному хозяйству, учитель трудового обучения Виктор Турбан.

Немало внимания педагоги и учащиеся уделяют благо-устройству территории школы-интерната. В этом помогает и объединение по интересам «Цветик-семицветик». Вместе с педагогом дополнительного образования, дефектологом Людмилой Холод воспитанники 8 «Б» класса на занятии по теме «Высадка бегонии» благоустраивали небольшой уголок возле здания. При этом оформление территории ученики придумали сами.

Познавательным стало знакомство с реализацией агросоциопроекта, который действует в учреждении более 10 лет. Его основная цель — получение профессиональной сельскохозяйственной подготовки и адаптация воспитанников учебного заведения к самостоятельной жизни.

А воспитательное мероприятие «Домашнее мыло, или Волшебство своими руками» в 11 классе, которое провела воспитатель Юлия Буневич, принесло немало положительных эмоций. Гости не только узнали технологию изготовления мыла, но и получили в подарок этот оригинальный сувенир.

Уже в стенах Копыльского государственного колледжа гостей встретила и рассказала о работе учреждения заместитель директора по учебно-производственной работе Татьяна Астрейко. Она отметила, что педагоги в процессе обучения детей с особыми потребностями стараются применять самые современные подходы.

На учебном занятии в Копыльском государственном колледже
На учебном занятии в Копыльском государственном колледже

Участники семинара побывали в производственных помещениях, где увидели фрагмент учебного занятия по учебному предмету «производственное обучение» квалификации «слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования». Подход к преподаванию в группах, где обучаются и дети с особенностями, продемонстрировал мастер производственного обучения Алексей Мостович.

Во время круглого стола
Во время круглого стола

Учебное заведение старается создать условия воспитанникам на основе педагогических методов, в том числе ориентированных и на ребят, имеющих особые потребности в области образования. Свидетельством этому стало еще одно учебное занятие в интегрированной группе по учебному предмету «Производственное обучение по квалификации «штукатур», которое представил молодой специалист мастер производственного обучения Владислав Тригубович. Опытом работы с участниками мероприятия по формированию профессиональной идентичности у учащихся с особенностями психофизического развития в колледже поделилась заведующий отделением Наталья Куделка.

ЗАВЕРШИЛСЯ семинар круглым столом. Обсуждая увиденное за день, педагоги отметили положительную динамику в развитии инклюзивного обучения. В частности, важную роль, по мнению участников семинара, играет взаимодействие Копыльской вспомогательной школы-интерната с учреждениями среднего специального образования. Положительной стороной в обучении детей с особенностями развития является также знакомство с работой и прохождение практики на производственных предприятиях района, области, республики. Кроме этого, участники круглого стола определили и обсудили перечень имеющихся в настоящее время проблем и ресурсов, которые можно использовать при внедрении идей инклюзии в образовательных учреждениях. Главный вывод семинара — возможность получения доступного образования должна быть предоставлена каждому ребенку.

Сергей ЛАЗОВСКИЙ

Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *