150-летию Спасо-Вознесенской церкви посвящается

Актуально Духоўнасць

Как это было…

На календаре 1866 год. Именно тогда из кирпича и бутового камня благочестивыми прихожанами и была построена церковь.

40-е годы XX века
40-е годы XX века

Кто был первым священнослужителем, неизвестно, но с 1874 года служил священник Савич Александр, заботами которого храм поддерживался в должном порядке долгие десятилетия. Церковь была вокруг обнесена каменной оградой, сделанной из булыжника, в которой отдельно устроена колокольня и на которой было шесть колоколов. Существовала церковь на средства добровольных пожертвований денежных и вещественных, которых поступало в год примерно на 150 рублей, а также 945 рублей завещал помещик Перегуд Гавриил на то, чтобы об упокоении души его и жены Екатерины совершалась еженедельная заупокойная литургия.

Для священника был дом, гумно, скотский сарай, амбар и погреб. Для псаломщиков —  две однокомнатные избы, хлебный и скотский сараи, погреб. Бывшие строения диакона истребил пожар 1866 года. В начале ХХ века в приходе насчитывалось более 5 тысяч человек.

После революции 1917 года церковь в Копыле, как и повсюду, оказалась в положении «изгоя» общества. С каждым годом Советской власти, и особенно с началом 30-х годов, положение верующих становилось все тяжелее. Последним настоятелем храма был протоиерей Владимир Пастернацкий.

Во время Великой Отечественной войны храм был открыт и в нем совершались службы.

Из «Описания Церквей и приходов Минской епархии Слуцкого уезда»,

изданного в Минске в 1879 году

Здание каменное из булыжника, имеет вид продолговатого креста с одним куполом, покрыто листовым железом, окрашенным маслянною зеленою краскою. Входных дверей трое, окна в два ряда с железными решетками, пол деревянный, а потолок подбит досками, к отоплению церковь не приспособлена… Иконостас нового устройства с пилястрами и колонами и золоченными карнизами окрашен голубою краской, в коем в позолоченных рамах расположены в два яруса пятнадцать икон простой живописи. Ризница…  снабжена утварными вещами: потир из чистого серебра 84 пробы позолоченный, крест напрестольный из чистого серебра, вызолоченный весом 2 фунта, пожертвованный в 1877 году Действительным Статским Советником Вой-ниловичем и кроме того 4 медные вызолоченные кресты, евангелий три большого формата в металлических окладах… Священнических облачений 4 новых и 5 старых – все они малоценной порчи и годны к употреблению. Богослужебных книг имеется полный круг. Древние рукописи, грамоты, завещания…истреблены пожарами… В церковном архиве хранятся метрические книги с 1804 по 1879 год за исключением книг 1811, 1812, 1820 и 1833 годов. Церковь вокруг обнесена каменною оградой, сделанной из булыжника, в которой отдельно устроена колокольня с 6 колоколами весом 35, 9, 5,5   пудов, 2   по  1  пуду  и  1 в ¾  пуда (1 пуд = 16,3804815 кг). Кладбищ в приходе тринадцать.

Валентина ШУРАКОВА,

директор районного краеведческого музея

В послевоенные годы в церкви располагалась школа детского творчества — кружок авиамоделирования.

В 1952 и 1954 гг. в Спасо-Вознесенской церкви дважды производился ремонт. В то время приход объединял 22 деревни.

Вторичное закрытие церкви произошло 10 ноября 1961 года, когда храм был изъят из пользования верующих и передан в ведомство ДОСААФ. Приходской общине предоставили «право» арендовать другое помещение, но верующие не пошли на это, а посещали церковь в Тимковичах. В ту же церковь в декабре 1961 года было перевезено имущество копыльского Спасо-Вознесенского храма. А 8 августа 1961 года копыльскую православную общину сняли с регистрации. Здание церкви, в сильно измененном виде, было приспособлено под склад. Такой в 80-х годах церковь занесена в «Свод памятников» под № 881 как памятник архитектуры XIX века.

С 1989 года церковь возвращена верующим для проведения в ней богослужений. Здание реставрировано.

В разные годы  храм в г. Копыле посещал Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Владыка Филарет.

До 2008 г. настоятелем Спасо-Вознесенского храма был протоиерей Богдан Хома. И вот уже на протяжении восьми лет настоятелем является протоиерей Сергий Чарный.

Сегодня церковь является историко-культурной ценностью и включена в Государственный список Республики Беларусь.


«Храм — это дом  Божий, дом молитвы» (Лк. 19,46)


Служить Богу и людям

Небесным покровителем нашего города является священномученик Владимир Пастернацкий, служивший в Спасо-Вознесенском храме в 30-е годы ХХ века.

Священномученик Владимир причислен к лику местночтимых святых Беларуси в 1999 году, а в 2000-м прославлен Собором Русской Православной Церкви
Священномученик Владимир причислен к лику местночтимых святых Беларуси в 1999 году, а в 2000-м прославлен Собором Русской Православной Церкви

Священномученик Владимир родился 2 июля 1885 года в селе Дудичи Игуменского уезда Минской губернии в семье священника Илариона Пастернацкого, настоятеля Покровской церкви в селе Дудичи. Окончив в 1908 году Минскую Духовную семинарию, Владимир Иларионович женился на дочери священника Феофана Сосиновского Наталье; впоследствии у них родилось восемь детей. В 1908 году Владимир был рукоположен во священники ко храму первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Песочное, где служил его тесть. А в 20-х годах был назначен благочинным и возведен в сан протоиерея. В 1931 году семье священника было предложено заплатить налог, который был для них столь велик, что они не смогли собрать нужную сумму, и у них забрали корову. В 1932 году отец Владимир был переведен в Спасо-Вознесенскую церковь нашего города.  Именно в 30-е годы прошлого века в районе были закрыты все храмы, а священно- и церковнослужители подверглись жесточайшим испытаниям. И единственным священнослужителем на весь район остался протоиерей Владимир Пастернацкий. А единственным действующим храмом до конца 30-х годов был Спасо-Вознесенский храм г. Копыля. Отец Владимир, как истинный служитель алтаря Господня, всецело отдавал себя на служение Богу и людям.

Отца Владимира не раз вызывали в местные органы НКВД и угрожали расправой. От него добивались публичного отречения от священного сана, взамен предлагая хорошо оплачиваемую в то время должность бухгалтера, но он оставался непреклонным. Давление оказывали и на семью священника: старшим детям было запрещено устраиваться на работу, младших исключили из школы, семью лишили гражданских прав. Однако люди тайно поддерживали их и всячески помогали, а батюшка горячо за всех благодетелей молился. В марте 1936 года протоиерей Владимир был арестован по обвинению в присвоении власти административного лица, так как он вел запись имен всех крещаемых и тех, кого пришлось отпевать. 24 марта 1936 года он был приговорен к двум годам заключения и отправлен в исправительно-трудовую колонию № 1 в селение Хальч Гомельской области.

Наталья Феофановна осталась одна с тремя несовершеннолетними детьми без средств к существованию. Но помогали, кто чем мог, прихожане. В 1936 году Наталья Феофановна с детьми переехала в город Рославль Смоленской области.

Крестный ход. 1913 год
Крестный ход. 1913 год

В декабре 1937 года отца Владимира освободили, и 12 декабря он приехал к семье. Однако через день был вновь арестован по обвинению в том, что «вел активную контрреволюционную агитацию о войне и гибели Советской власти…».

5 января 1938 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Протоиерей Владимир Пастернацкий был расстрелян 21 января 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Впоследствии, в 1958 году, Наталья Феофановна, хлопоча о реабилитации мужа, писала властям: «Прошу реабилитировать моего мужа… Я в корне не согласна с тем положением, в котором погиб мой муж. Он был не вор, не хулиган, не убийца и не враг народа, ревностный проповедник Евангельской истины, благовествующей мир и любовь между людьми».

В июне этого года Спасо-Вознесенский храм посетила внучка священномученика протоиерея Владимира Пастернацкого — Татьяна Романовна. В беседе с настоятелем храма протоиереем Сергием Чарным женщина рассказала о своей семье, о военном детстве, о трудных годах испытаний для Церкви.

 

Своя дорога к Богу

Мария Иосифовна ЖАВРИД:

— Мне в январе следующего года исполнится 85 лет. В 1932-м меня крестил еще отец Владимир Пастернацкий.

Но так, по-серьезному, в церковь хожу чуть больше 20 лет. Мама моя тоже верующая была. Когда семья была большая (у меня трое детей), я не часто ходила. Потом дети разъехались, муж умер, и в церковь стала ходить чаще. Пока позволяло здоровье, я прислуживала в церкви, мыла полы, меняла свечи. Теперь хожу на праздники. Церковь — это для души. Батюшка наш, отец Сергий, — хороший, наставляет нас на путь истинный.

 

В трудные годы войны

Вопросом, шли ли богослужения в годы Великой Отечественной войны, заинтересовались учитель СШ №2 г. Копыля Татьяна Мороз и ученица этой же школы Ульяна Мороз. Они провели собственное исследование и выяснили, что в тяжелые военные годы церковь была действующей.

Из исследовательской работы «Храм моей малой Родины в годы Великой Отечественной войны».

Лина Иосифовна Уласовец (Конкевич), 1927 г.р., утверждает, что Спасо-Вознесенский храм Копыля во время Великой Отечественной вой-ны был действующим, проводились богослужения:

Копыльские дети возле церкви в военные годы
Копыльские дети возле церкви в военные годы

— Когда началась Великая Отечественная война, мне было 14 лет. Хорошо помню, что наша церковь в Копыле работала. Богослужения проводились по воскресеньям и большим православным праздникам: Пасха, Рождество. Мои подруги, сестры Волчкевич, часто посещали церковь, а я нечасто. Напротив церкви (где сейчас находится стоянка автомобилей) стоял дом, в котором проживал священник…  У меня был двоюродный брат Вислович Казимир Михайлович, 1917 г.р. Когда началась война, он уже закончил Витебское художественное училище и был художником. Он рисовал иконы для Спасо-Вознесенской церкви. Сын священника наблюдал за его работой, за тем, как он смешивает краски на палитре, и все спрашивал, что он делает с краской, которую соскребает или счищает.  Казимир отвечал, что выбрасывает вон. И мальчик просил отдать эти «воны» ему.

— Когда немцы пришли в Копыль, церковь не была закрыта, — рассказывал Лепетило Лев Иванович, 1929 г.р. — Может, не так часто, но службы проводились по праздникам и воскресеньям. Крестили детей, отпевали покойников, совершали богослужения. Моя бабушка посещала церковь и до, и после войны. Помню, что одним из священников был отец Виктора Житкова.

— До войны я часто с бабушкой посещала нашу церковь, — делится воспоминаниями Тамара Петровна Тамашевская, 1929 г.р. — Моя мама Тамашевская Анастасия Никитична, 1902 г.р., была певчей, глубоко верующим человеком. До войны храм был очень красивый со множеством икон. Вокруг росли клены. Перед началом войны из храма унесли и иконы, и разную церковную утварь. Колокола сняли. Храм не работал. Мы ничего не брали, так как у нас дома икона была своя. А вот во время войны церковь стала опять работать. Священник приглашал девушек, которые хорошо пели, в качестве певчих и учил, как надо петь. Я была певчей. Клирос находился справа. Священник со своей семьей и дьякон жили напротив церкви. Знаю, что они жили очень бедно. Во время войны в церкви проводились богослужения, крестили детей и отпевали умерших. Мою бабушку отпевали в церкви тоже.

А Леонид Михайлович Велейко, 1937 г.р., рассказывает, что в начале войны в помещении церкви немцы сделали склад с боеприпасами и оружием:

— Мы, дети 5-7 лет, по просьбе партизан и взрослого населения отвлекали немцев, которые были на посту, и воровали оружие. Примерно в 1942 году и до освобождения Копыля церковь была открыта для прихожан. Народ радовался открытию церкви, и во время больших праздников она была заполнена до отказа. Я помню и имя священника Серафима Шахмутя. Моя мама не была прихожанкой. Однако каждое утро читала молитву «Отче наш»… После того, как Копыль в 1944 году освободили, церковь закрыли. Позже в самом здании делали гробы. А потом превратили в склад.

 

И воссияет храм

За последние годы Спасо-Вознесенская церковь стала выглядеть значительно лучше.

img_3887

О том, как долго длился ремонт храма, какие работы проведены, рассказывает его настоятель Благочинный церквей Копыльского округа протоиерей Сергий ЧАРНЫЙ:

— Над обновлением храма Божиего мы трудились на протяжении пяти лет. Много работ было сделано как по внутренней, так и по внешней реконструкции здания. Стены древние, поэтому они требовали серьезного обновления. Бутовый камень положен сверху, а под ним — кирпичная кладка, которая от времени кое-где стала разрушаться. Мы вынуждены были обновить и ее. Стены здания полностью отштукатурены снаружи и внутри. Кроме того, отремонтировали кровлю, провели отопление и водопровод. Пол в церкви теперь с подогревом, и на нем выложены мозаика и панно из керамогранита.

Владимир Нупрейчик, староста церкви:

dscn1002

— Да, у каждого из нас свой путь. Только надо услышать голос Бога, правильно увидеть знаки, которые Он нам посылает. Милостию Божией летом 2005 года жена поехала в Москву.

Случилось так, что она попала в Покровский монастырь и преклонилась святым мощам Матренушки. С того  момента и началось наше воцерковление. В октябре того же года мы обвенчались… Родом я из Мокран. Крестили меня в школьные годы. Отец был коммунистом, поэтому мама крестила меня без лишнего шума. Само таинство крещения я помню и по сей день. Вера укрепляет духовно и помогает преодолеть различные жизненные перипетии.

В том, что проведены ремонтные работы, — заслуга наших прихожан. Кто-то помогал своими трудами, кто-то вносил денежные средства. Особые слова благодарности хотелось бы адресовать  старосте храма  Владимиру  Нупрейчику,   прихожанам  Геннадию Фурсевичу, Сергею Козелу, Петру Гузову, Владимиру Вербицкому и Александру Коледе. Они трудились не покладая рук. Много помощи оказали и женщины. После каждого этапа убирали строительный мусор и наводили порядок в храме. Кажется, что эта работа незаметная, но без нее в церкви было бы неуютно. Это все — жертвенные труды, выражение своей любви к Богу.

За оказанную финансовую помощь мы благодарны Копыльскому опытному лесхозу, ООО «Вест-агросервис», индивидуальному предпринимателю Александру Вабищевичу, ОАО «Прогресс 2010», «Копыльский райагросервис», филиалу «Лакнея», Копыльскому производству строительных систем. Огромную поддержку оказал райисполком: с представителями власти у нас налажено взаимопонимание.

 

Стать христианином

Немаловажную роль в становлении человека играет и Воскресная школа, которая работает при Спасо-Вознесенском храме на протяжении более 10 лет.

Воспитанники Воскресной школы и их учитель Лариса Нупрейчик
Воспитанники Воскресной школы и их учитель Лариса Нупрейчик

В ней нам рассказывают поучительные истории о Православной церкви, о церковных праздниках, прививают любовь к Богу, Отечеству и родителям. Учат быть добрыми, трудолюбивыми, доброжелательными, всегда прийти на помощь слабым и нуждающимся. Я считаю, что каждый человек должен жить с верой в Бога. Это помогает нам быть счастливее и добрее. Я хожу в Воскресную школу уже три года.

Максим Неверко, 10 лет

Здесь я узнаю много интересного о Боге и всех святых, а также про церковные праздники. Когда я захожу в церковь, становлюсь другим человеком. В церкви тихо и спокойно. На уроках учат, как стать настоящим христианином. Мне это нравится!

Мария Филиппова, 11 лет

Я люблю ходить в Воскресную школу, потому что церковь — лучшее место в мире. В церкви я ощущаю покой. Отец Сергий учит Закону Божиему, праведному пути, благодаря этому я могу спасти свою душу. Церковь — это святое место, где люди чувствуют покой и молятся Господу Богу.

Никита Карпеленя, 13 лет

Я очень люблю Воскресную школу и хожу в нее уже пятый год. Воскресная школа учит меня любить Бога, быть доброй к окружающим. Очень хорошо, что есть такая школа, где детей учат проникать в мир христианства и познавать веру Божию.

Вероника Филиппова, 12 лет

Я хожу в Воскресную школу, потому что тут можно научиться Закону Божиему, тут учат молиться. Проводят разные акции, чтобы помочь детям-инвалидам. Также рассказывают об истории Христа.

Дмитрий Падневич, 10 лет

Когда я захожу в храм, мне становится легко. Воскресная школа помогает нам верить в Бога. Я буду всегда ходить в Воскресную школу.

Вероника Черкас, 12 лет

Спецвыпуск подготовила Диана ТКАЧЕНКО

Фото из архива Копыльского районного краеведческого музея, Сергея ЛАЗОВСКОГО и Павла Шеина



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *