Внесены изменения в Налоговый кодекс

Афіцыйна

В связи с принятием Закона Республики Беларусь № 174-3 от 15 октября 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь начало масштабную разъяснительную работу по вопросам налогообложения.

2011 год станет завершающим этапом в реформировании налоговой системы. В дальнейшем работа по упрощению налогового законодательства будет проводиться точечно — путем корректировки налоговых баз, ставок, льгот. Является отрадным тот факт, что Закон подписан в этом году рано, поэтому субъекты хозяйствования могут заблаговременно сформировать ценовую политику и качественно вести свой бизнес в 2011 году, а налоговые органы — своевременно подготовить постановления по формам налоговых деклараций и довести их до плательщиков.

Наиболее существенные изменения в налогообложении организаций в 2011 году:

Отменяются два местных налоговых платежа — налог на услуги и сбор на развитие территорий.

В 2011 году отчисления в инновационные фонды и отчисления в бюджет части прибыли государственными унитарными предприятиями будут уплачиваться ежеквартально, в 2010 году они уплачивались ежемесячно.

Налог на добавленную стоимость

Установлен единый перечень объектов, освобождаемых от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь, вместо ранее существовавших двух перечней (при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации). Наименования позиций данного перечня унифицированы с иными нормативными правовыми актами, регулирующими освобождение объектов от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.

Изменения коснулись определения налоговой базы при реализации объектов по ценам ниже остаточной стоимости либо ниже цены приобретения. С 2011 года при реализации основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, при реализации приобретенных на стороне товаров, имущественных прав по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены их реализации.

Закреплена норма о применении нулевой ставки НДС при экспорте товаров, вывезенных с территории Республики Беларусь на территорию государств — членов таможенного союза по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров, при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь.

Изменения внесены в порядок применения нулевой ставки НДС по ремонтным работам (услугам) транспортных средств. В 2010 году ставка налога в размере ноль процентов применялась при реализации работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств на территории Республики Беларусь, при этом заказчиком работ (услуг) мог быть только резидент Российской Федерации. С 2011 года заказчиками таких работ (услуг) могут выступать любые иностранные организации или физические лица. Причем, если в 2010 году нулевая ставка применялась в отношении работ (услуг) по ремонту любых транспортных средств, то в 2011 году их перечень ограничен воздушными судами и единицами железнодорожного подвижного состава.

С 2011 года отменена ставка НДС в размере 24 %, по которой налог исчислялся при ввозе и реализации сахара белого. Специальная ставка НДС в размере 0,5 % будет применяться при ввозе на территорию Республики Беларусь обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней для производственных нужд из государств — членов таможенного союза. В 2010 году такая ставка применялась только при ввозе из Российской Федерации.

В 2011 году внесены дополнения в порядок подтверждения вывоза товаров с таможенным оформлением. Копия декларации на товары (заверенная личной номерной печатью должностного лица таможенного органа) с отметками таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи представляется в налоговый орган плательщиком и является подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь. Копия декларации подается вместе с налоговой декларацией (расчетом) по НДС плательщиками, не осуществляющими декларирования таможенным органам товаров в виде электронного документа.

С 2011 года плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, для подтверждения вывоза товаров будут представлять в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС реестр номеров электронных таможенных деклараций на товары. Форма и порядок заполнения указанного реестра утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Отсчет шестидесятидневного срока для подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь производится:

— с даты оформления декларации на товары — для плательщиков, не осуществляющих таможенного декларирования товаров в виде электронного документа;

— с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров — для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа.

С 1 января 2011 года суммы «входного» НДС по основным средствам и нематериальным активам будут распределяться методом удельного веса не только при наличии оборотов, как было в 2010 году, облагаемых по ставке 0 %, но и оборотов, подлежащих обложению по ставке 10 %, и будут приниматься к вычету в полном объеме, независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации.

Определен порядок распределения налоговых вычетов прошлых лет по основным средствам и нематериальным активам:

— методом удельного веса при наличии оборотов по реализации товаров, облагаемых по ставкам 0 и 10 %;

— принять к вычету равными долями в каждом отчетном периоде по 1/12 (если отчетным периодом признается календарный месяц) или по 1/4 (если отчетным периодом признается календарный квартал), если это предусмотрено учетной политикой организации.

Исключены ограничения по осуществлению налоговых вычетов в отношении сумм «входного» НДС по амортизируемым объектам основных средств, реализуемым в дальнейшем по цене реализации ниже остаточной стоимости этих объектов, которые действовали в 2010 году.

Определены суммы НДС, принимаемые к вычету в пятую и шестую очереди:

— суммы налога по товарам, освобождаемым от НДС;

— суммы НДС прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам, если эти суммы в текущем налоговом периоде принимаются к вычету равными долями, независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации.

С 2011 года организациям предоставлено право самостоятельно выбирать отчетный период по налогу на добавленную стоимость (календарный месяц или календарный квартал) без ограничения по величине выручки от реализации товаров (работ, услуг). Плательщик, принявший решение установить в качестве отчетного периода календарный квартал, должен информировать налоговые органы по месту постановки на учет путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации по НДС, подаваемой не позднее 20 января 2011 года. Принятое решение о выборе отчетного периода не подлежит изменению в течение текущего налогового периода.

Упразднена необходимость уплаты авансовых платежей по НДС.

Налог на прибыль

С 2011 года доходы от операций по сдаче в аренду имущества отражаются в налоговых периодах, определяемых в соответствии с учетной политикой организации. Напомним, что сейчас такие доходы отражаются в отчетном периоде, на который приходится последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата, но не ранее момента фактической сдачи объекта аренды арендатору.

Отменена норма, запрещающая оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями включать в состав затрат, учитываемых при налогообложении. В связи с этим, плательщики, оплачивая услуги по управлению организацией, в случаях, когда выполнение аналогичных функций предусмотрено должностными обязанностями работников организаций, включают их стоимость в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

Отменена норма, запрещающая учитывать при налогообложении прибыли проценты по займам и кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов. Таким образом, проценты, начисляемые после ввода в эксплуатацию основных средств, организации могут учесть при исчислении налога на прибыль.

Изменился порядок льготирования прибыли в связи с финансированием капитальных вложений:

— с 2011 года льгота по налогу на прибыль может быть применена в размере финансирования капитальных вложений, но не более 50 процентов валовой прибыли;

— отменено ограничение размера налоговой льготы в связи с финансированием капитальных вложений суммой использованного на капитальные вложения амортизационного фонда;

— отменен запрет на применение льготы при отрицательном значении амортизационного фонда на 1-е число отчетного периода, в котором чистая прибыль направлялась на финансирование капитальных вложений.

— отменен запрет на применение льготы при наличии непокрытого убытка прошлых лет на 1-е число отчетного периода, в котором чистая прибыль направляется на финансирование капитальных вложений.

С 2011 года установлен новый порядок исчисления, уплаты налога на прибыль и представления налоговых деклараций (расчетов).

Вводится понятие текущих платежей по налогу на прибыль и устанавливается порядок их внесения в бюджет в течение налогового периода. Текущие платежи представляют собой авансовые платежи, на которые не будут распространяться определенные законодательством меры административной ответственности за неуплату или неполную уплату.

Расчет сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, будет определяться одним из двух методов:

1) сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами по каждому из установленных сроков, составляет 1/4 суммы налога на прибыль по итогам налогового периода, непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду;

2) сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами по каждому из установленных сроков, должна составлять 1/4 предполагаемой суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода. При этом предполагаемая сумма налога должна составлять не менее 80 % фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода.

Выбрав один из указанных методов, плательщики не смогут изменить его в течение налогового периода.

Суммы налога на прибыль в 2011 году уплачиваются не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря. Срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль — 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, т.е. налоговая декларация по итогам 2011 года должна быть представлена не позднее 20.03.2012 года.

Налог на недвижимость

Перечень организаций, применяющих ставку налога в размере 0,1 %, с 2011 года станет шире — в него войдут жилищно-строительные, потребительские кооперативы и товарищества собственников, созданные для обслуживания жилых домов.

С 1 января 2011 года ряд объектов выведен из-под налогообложения:

— объекты дорожного сервиса, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования;

— здания и сооружения организаций потребкооперации, относящихся к объектам торговли и общественного питания и расположенные в сельской местности.

Дополнен перечень освобождаемых от налогообложения объектов, по которым льгота сохраняется и в случае их аренды (возмездного либо безвозмездного пользования).

Изменен порядок исчисления налога на недвижимость в случае, когда организация, применяющая особые режимы налогообложения, не предусматривающие уплату налога на недвижимость, в течение года переходит на общий порядок налогообложения: с 1 января 2011 года исчисление налога будет производиться исходя из остаточной стоимости зданий и сооружений на 1-е число первого месяца того квартала, в котором был осуществлен переход с особого режима на общую систему налогообложения (в 2010 году было исходя из стоимости на первое число первого месяца квартала, следующего за кварталом перехода на общий режим налогообложения), и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки, пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Срок представления декларации (расчета) по налогу на недвижимость и порядок уплаты налога не изменились.

Земельный налог

С 2011 года бюджетные организации не признаются плательщиками земельного налога, кроме случаев, когда они сдают свои здания в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Ранее земельные участки таких организаций освобождались от уплаты земельного налога. Указанные изменения облегчат работу и налогоплательщикам и налоговым инспекторам, так как позволят не представлять в налоговые органы декларации по земельному налогу вышеуказанным плательщикам.

Дополнен состав льгот по земельному налогу.

Определены земельные участки, для которых в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога установлена их площадь, установлен порядок определения налоговой базы земельного налога в отношении таких земельных участков.

Установлены комбинированные ставки земельного налога: в фиксированной сумме (в рублях за гектар) и в процентах согласно приложению 5 к НК.

Установлено право местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

Налоги (сборы) в экологической сфере

1. Начиная с 1 января 2011 г. из объектов обложения экологическим налогом исключены:

— производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;

— производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона;

— перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

Переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти.

2. Исключены повышающие (в 15-кратном размере) коэффициенты к ставкам экологического налога за:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством;

— сбросы сточных вод сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством;

— хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством;

захоронение отходов производства сверх установленных собственникам таких отходов лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, владельцами объектов захоронения отходов.

3. Сбор за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ вошел в состав экологического налога.

Налог при упрощенной системе налогообложения

Существенным изменением в налоге при упрощенной системе налогообложения с 1 января 2011 года является применение ставки в размере 3 % в отношении выручки от реализации услуг за пределы Республики Беларусь. До 2011 года такая ставка применялась только по товарам, реализованным за пределы Беларуси. По-прежнему нельзя использовать данную ставку в отношении экспортируемых работ.

В целях применения указанной ставки определено понятие услуг, реализованных за пределы РБ — это услуги, местом реализации которых не признается Республика Беларусь. Ставка 3 % ниже общих ставок при упрощенной системе налогообложения, ее применение является правом плательщика. Для того, чтобы использовать эту ставку, плательщику необходимо вести раздельный учет выручки.

Сокращен перечень налогов, которые необходимо уплачивать при применении упрощенной системы налогообложения — плательщики освобождены от уплаты отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательством.

Изменения затронули порядок налогообложения выручки от реализации товаров (работ, услуг), при переходе с упрощенной системы налогообложения с НДС (без НДС) на упрощенную систему налогообложения без НДС (с НДС). До 2011 года выручка от реализации в ситуациях перехода на уплату НДС или наоборот, облагалась налогом в порядке и на условиях, применявшихся на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Пример:

До 1 января 2011 года организация, уплачивающая налог при упрощенной системе налогообложения по ставке 8 % без НДС и определяющая выручку «по оплате», с 1 октября 2010 года перешла на упрощенной системе налогообложения с уплатой НДС по ставке 6 %. В сентябре 2010 года она отгрузила товары, оплата за которые поступила в ноябре 2010 года. Выручка за товары облагается в ноябре 2010 года по ставке 8 %, действующей на момент отгрузки. НДС не исчисляется и не уплачивается, поскольку при изменении порядка его исчисления новый порядок применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с момента такого изменения.

Пример:

После 1 января 2011 года организация, уплачивающая налог при упрощенной системе налогообложения по ставке 8 % без НДС и определяющая выручку «по оплате», отгрузила в декабре 2010 года товары, оплата за которые поступила в январе 2011 года. С 1 января 2010 года организация применяет упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС. Выручка за товары, поступившая в январе 2011 года, должна облагаться по ставке 6 %, действующей на момент их фактической реализации. НДС при этом исчислять и уплачивать не нужно, поскольку товары отгружены до момента изменения порядка исчисления НДС.

Более детально изложен порядок определения покупной стоимости для плательщиков, уплачивающих налог при упрощенной системе налогообложения от валового дохода: уточнено, что расходы на транспортировку товаров покупателям не увеличивают покупную стоимость товаров. Это не является новшеством, поскольку и ранее такие расходы на основании разъяснений МНС не включались в покупную стоимость.

Измены объекты учета для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, ведущих книгу учета доходов и расходов. С 1 января 2011 года такие плательщики дополнительно к имеющимся в книге учета доходов и расходов разделам должны будут вести учет сырья и материалов, основных средств, ввозимых на территорию РБ из государств-членов таможенного союза. Эта информация необходима для исчисления косвенных налогов и статистического декларирования при ввозе данных объектов из стран таможенного союза (РФ и Республики Казахстан).

Увеличены значения критерия валовой выручки:

— сумма валовой выручки для перехода с общего порядка на упрощенной системе налогообложения — с 2 861 250 тыс. руб. до 3 090 150 тыс. руб.

— валовая выручка, являющаяся одним из условий применения упрощенной системе налогообложения без НДС — с 1090000,0 тыс.руб. до 1177200,0 тыс.руб.

— валовая выручка, при превышении которой плательщики обязаны прекратить применение упрощенной системе налогообложения и перейти на общий порядок уплаты налогов, сборов — до 4 120 200 тыс. руб. В 2010 году она составляла 3 815 000 тыс. руб.

Значение критерия средней численности работников организаций не изменилось: не более 100 человек, а также не более 15 человек для применения упрощенной системе налогообложения без НДС.

Валентина КЕНДЫШ,

начальник инспекции МНС Республики Беларусь по Копыльскому району



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *