Не поступаясь совестью

Актуально

Считаю, что появление единого антикоррупционного нормативного акта – шаг своевременный  и нужный.

Об этом свидетельствуют следующие цифры: за первое полугодие 2014 года на территории Минской области судами рассмотрено  113 коррупционных преступлений, в том числе 42 – о получении и 15 – о даче взятки, а также факты злоупотребления властью и служебными полномочиями. Периодически в СМИ появляются скандальные сообщения о задержании должностных лиц различного уровня. Однако надо понимать: коррупция – явление социальное. Пока существуют деньги и люди, которые всегда хотят иметь их побольше, найдутся и те, кто будет стремиться к обогащению неправедным путем. Общество развивается, а коррупция одновременно с этим позитивным процессом мутирует, принимает новые изощренные формы. И чтобы быть как минимум на шаг впереди в борьбе с этим злом, государству надлежит постоянно совершенствовать антикоррупционное законодательство.

Суть нововведений касается преимущественно превентивных мер, нацеленных на то, чтобы должностное лицо крепко подумало, прежде чем пойти на сделку с совестью.

В вынесенном на обсуждение законопроекте предлагается ввести более детальный контроль за доходами и имуществом ответственных руководителей и их родственников. Для этого будут уточнены некоторые моменты в обязательном декларировании имущества. Этому посвящена целая отдельная глава нормативного акта. Теперь не только сам госслужащий, но и его супруга, несовершеннолетние дети и близкие родственники должны будут обязательно задекларировать свое имущество. Это интересное предложение, которое недавно звучало из уст Президента страны. В законопроекте четко прописано, что при установлении явного превышения доходов над расходами устанавливается порядок, по которому эта разница изымается.

Только положительную роль сыграет и такое нововведение, как запрет на прием на госслужбу лиц, совершивших имущественные преступления, и лишение коррупционеров пенсии. В первую очередь это профилактические меры, направленные на то, чтобы человек понимал, что он теряет при совершении такого преступления.

Жестко? Очень. А как иначе? Но, уверен, что эти меры заставят потенциального коррупционера, как говорится, семь раз отмерить, прежде чем отрезать, т. е. переступить черту.

Кстати, Следственный комитет еще на стадии разработки проекта закона предлагал свое видение и решение коррупционных проблем. Какие-то из них нашли отражение в новом нормативном акте, какие-то пока нет. Взять, к примеру, положение об умелом использовании административного ресурса, которое, на мой взгляд, необходимо включить в закон. Направлено оно должно быть в первую очередь на недопущение приписок, на которые руководители идут ради показателей.

Было бы эффективным запретить чиновнику совершать сделки в качестве физического лица с тем, с кем он работает. Ведь все чаще предмет взятки передается как возврат займа, долга, оплата учебы детям, отдыха родственников и т. д. С теми, с кем решаются служебные вопросы, никаких личных сделок быть не должно. Как не должно быть никаких компромиссов с теми, кто, как подчеркнул Президент, пытается решить свои шкурные вопросы, урвав что-то у государства или действуя в обход официальных процедур через какие-то связи, подношения нужным людям, «откаты», «распилы» и поборы. Любая такая попытка должна наказываться без оглядки на чины, звания и прежние заслуги правонарушителя… Полагаю, нам вполне под силу вытравить из отдельных умов жажду незаконной наживы и создать такие условия, которые заставят всякого любителя легких денег крепко задуматься: а стоит ли овчинка выделки?

Олег БАБАРЕКО,

начальник Копыльского районного отдела Следственного комитета, подполковник юстиции



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *