Подростковый суицид

Актуально

Причин самоубийств великое множество: бедность, безработица, потеря любимых, отношения в семье, связанные с работой проблемы, злоупотребление алкоголем и наркотиками, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, расстройства психики, включая депрессию и т.д.

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

В последнее время, к большому сожалению, все чаще суицид совершают подростки. Подростковый суицид имеет свои особенности. Остановимся на основных причинах, которые могут привести к суицидальному поведению.

Семейная обстановка играет одну из ведущих ролей в провоцировании суицидального поведения подростков. Исследования ученых показали, что суицидальные идеи предопределяются недостаточностью родительского тепла, общения и эмоциональной отзывчивости, избытком насилия, неодобрения, суровой дисциплины и семейных конфликтов, возникающих из-за завышенных требований взрослых к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Одни родители не обращают на сына или дочь никакого внимания, занимаясь исключительно собственными проблемами. Другие же стараются обеспечить детям хорошее будущее, записывая их на занятия, в секции и кружки. Причину самоубийства в таких случаях российский психолог Л.В. Ким называет «прессингом успеха», когда игнорируются реальные возможности детей, к ним предъявляют завышенные требования. Завышенные требования формируют у подростка чувство вины перед родителями, неуверенность, заниженную самооценку.

Еще один сильный побудитель суицидального поведения молодежи — пьянство родителей. Результаты российского опроса свидетельствуют, что у детей, отец и особенно мать которых систематически злоупотребляют алкоголем, чаще, чем у их социально благополучных сверстников возникают суицидальные мысли, воплощаемые в реальность.

Не менее значимый побудитель детских самоубийств — конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком в учебном заведении психологические трудности приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения незначительности и незащищенности, отсутствию стрессоустойчивости.

Несчастная любовь и конфликты на сексуальной почве достаточно часто толкают подростков к роковому шагу. Это происходит, во-первых, потому, что юноши и девушки бывают не в состоянии найти себе партнера или же наладить с ним   отношения,    удовлетворяющие    обе    стороны.    Во-вторых,    глубокая психологическая зависимость подростка от других приводит в случае потери друга, особенно противоположного пола, к возникновению сильнейших переживаний, кажущихся невыносимыми. В-третьих, интимные отношения для несовершеннолетних становятся особо значимыми и эмоционально необходимыми на фоне плохих отношений с родителями как средство компенсации.

Специалисты считают суициды типичной реакцией подростков на кризисные ситуации в их жизни. В этом возрасте человек решает, кем быть, как жить и зачем. Подростки переживают то же, что и взрослые, но впервые и потому гораздо искреннее и глубже. Им сложно мириться с несправедливостью, справляться с эмоциями, они оценивают мир только с позиции «черное — белое», вынося приговор окружающим и себе. Нынешние подростки тяжело переносят и материальное неравенство, когда у другого «есть все», а у него — ничего.

Родителям для того, чтобы сформировать антисуицидальные установки у ребенка, необходимо постоянно с ним общаться, не оставлять его наедине со своими мыслями, вселять уверенность в свои силы и возможности, внушать оптимизм и надежду, проявлять сочувствие и понимание, окружать теплом и заботой, осуществлять контроль над поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками. Это поможет повысить его психологическую защиту и внутреннюю уверенность в себе.

Ведущая роль в первичной профилактике отводится работникам образования: классному руководителю, психологам и социальным педагогам, которые призваны быть защитниками прав и интересов подростка, выступать посредниками в переговорах с родителями и иными специалистами, оказывать содействие в получении помощи. Необходимо поддерживать доверительные отношения с учениками, проводить с ними и их родителями предупредительные беседы и разговоры с целью разрушить мифы и заблуждения, сопутствующие большинству самоубийств. Даже самые сложные конфликтные ситуации переносятся и разрешаются несовершеннолетними легче, если у них есть лица, которым они доверяют, с кем они могут обсудить случившееся, не боясь насмешек и осуждений. Именно чувство уверенности, что тебя поймут, помогает подросткам избежать отчаяния.

Существует один общий принцип: «Люди, любите друг друга», не будьте равнодушны друг к другу, смотрите друг на друга как на человека, которому необходима посторонняя помощь, утешение, ободрение и поддержка.

Если у вас есть необходимость, обращайтесь за психологической помощью в Центр социального обслуживания населения. Психолог вас внимательно выслушает, поможет справиться с тревожными мыслями, найти выход из сложной жизненной ситуации, обрести веру в себя. Мы находимся по адресу: г. Копыль, ул. 50 лет БССР, д. 16, кабинет №2. Психолог ведет прием АНОНИМНО и БЕСПЛАТНО. На консультацию можно записаться по телефону: 51-3-46.

Петр Лобов,

заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации ГУ «Копыльский ТЦСОН», психолог, магистр психологических наук



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *