Интеллект, творчество, патриотизм – приоритетные направления образовательной системы Копыльского района в 2012/2013 учебном году

Образование

28 августа 2012 года состоится районная педагогическая конференция. Предлагаем некоторые тезисы из доклада начальника отдела образования Копыльского райисполкома Алексея АБРОСИМОВА.

В своем послании белорусскому народу и парламенту Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко определил, что в 2012 году необходимо обеспечить мощный и стремительный прорыв в развитии республики в целом, в том числе и в образовании, сделав ставку на интеллект, творчество и патриотизм молодежи. Создание условий для интеллектуального развития, творческой реализации, патриотического воспитания учащихся посредством качества педагогической деятельности и является содержанием темы нынешнего педагогического форума.

В образовательной сети района функционирует 46 учреждений различных типов, трудится 1516 человек, обучается и воспитывается 4378 детей. За прошедший учебный год в системе образования района сократилось количество обучаемых на 51 человека, работающих — на 75. В учреждениях общего среднего образования наполняемость до 50 обучающихся имеет 1 учреждение — Дзержинский учебно-педагогический комплекс  детский сад-начальная школа, до 100 обучающихся — 13 учреждений образования. Средняя наполняемость классов составляла 10 человек, в 2012/2013 году — 11.

Проведена реорганизация трех учреждений образования, и с 1 сентября начинают функционировать Смоличский учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа, Дзержинский учебно–педагогический комплекс детский сад—начальная школа и Бобовнянский детский сад. Экономия выделяемых бюджетных средств от проведенной реорганизации учреждений составила более 920 миллионов рублей.

В течение прошедшего учебного года шло финансирование пяти государственных программ. В 2011 году отделу образования было выделено из районного бюджета  более 43 млрд  рублей, в 2012 году – 73,5 млрд рублей. Обеспечено выполнение всех нормативов единых минимальных социальных стандартов в сфере образования. Расходы бюджета на 1 учащегося по району составили 15,8 млн рублей при среднеобластном показателе – 12,4 млн рублей. Для качественных изменений в системе образования важны не только объемы бюджетного финансирования, но и то, насколько рационально осуществляются расходы и насколько эффективна хозяйственная деятельность учреждений. Если в 2011 году доходы от внебюджетной деятельности по району составляли 4 млрд 289 млн рублей, то за первое полугодие 2012 года они уже равны 2 млрд 547 млн рублей.

Завершена подготовка учреждений к новому учебному году. Если в 2011 году на их ремонт было затрачено всего лишь 927,5 млн рублей, то в 2012 году – более 1 млрд 400 млн рублей.

Организация рационального питания — одно из важных условий повышения качества образования. Охват детей горячим питанием составил 95%. С 1 сентября организацию питания в учреждениях будет обеспечивать отдел образования. Для завоза продуктов получен специализированный транспорт, для хранения продуктов питания оборудованы складские помещения, ведется переоборудование пищеблоков в учреждениях образования. Руководителям следует поставить на жесткий контроль работу бракеражных комиссий, кухонных работников, поваров.

Образование современного ребенка начинается задолго до того, как он приходит в школу. Семья и учреждения дошкольного образования создают тот личностный и образовательный фундамент, на котором школа формирует человека – патриота, интеллектуала, творца. В 25 учреждениях дошкольного образования района обучается и воспитывается 1092 ребенка. 21 учреждение расположено в сельской местности, где воспитывается 554 ребенка. Организован подвоз для 210 детей из 55 населенных пунктов. С 1 сентября открывается семейный детский сад в д. Преснаки.

За 2011/2012 учебный год в дошкольных учреждениях района внедрено 23 новые формы организации образования. В учреждениях дошкольного образования района работает 63 кружка разной направленности, в том числе 25 — на платной основе.

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольных учреждениях, внутренний мониторинг организации работы по охране жизни и здоровья детей обеспечивают тенденцию снижения уровня заболеваемости. Ежегодно растет охват дошкольным образованием. В 2011 году он равнялся 80,7%, а в 2012 году составил в среднем по району 81,6%, в сельской местности — 78%, что значительно выше областного показателя, который достиг 78%, а в сельской местности – 72%.

Основу системы общего среднего образования района составляют 23 учреждения. Гимназическое образование получают 347 детей.

Учреждения образования активно включаются в инновационную деятельность. В районе работали  инновационный и экспериментальный проекты Министерства образования, реализовывались три  областных и три районных педагогических проекта.

В районе созданы все условия для включения одаренных и талантливых детей и молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность. В банке данных 182 одаренных ребенка, 78 творчески работающих педагогов, 10 стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся. За особые успехи районным исполнительным комитетом было поощрено 35 обучающихся на сумму более 7,5 млн рублей.

В 2012 году обучающиеся района завоевали 5 дипломов международного уровня, 1 — республиканского, 4 — областного. Высокие результаты в научно-исследовательской деятельности продемонстрировали обучающиеся гимназии №1 г. Копыля, Грозовской, Бучатинской, Быстрицкой средних школ.

Признавая значимость работы с одаренными детьми по реализации их потенциала, необходимо обеспечивать условия для развития каждого ребенка. А это возможно лишь при создании оптимальных комплексных условий в каждом учреждении образования района и, прежде всего, при организации образовательного процесса, а результаты этой деятельности должны серьезно анализироваться в педагогических коллективах.

Средний балл успеваемости по району за 2011/2012 учебный  год составил 7,1. Отмечается снижение успеваемости в целом по району на 0,1 балла по сравнению с 2010/2011 учебным годом (2011 — 7,2). Самый высокий средний балл  успеваемости в гимназии №1 г. Копыля — 8,0, Слободокучинской средней школе — 7,7, средней школе №2 г. Копыля — 7,6.

В новом учебном году вводится обязательный выпускной экзамен по иностранному языку по завершении обучения и воспитания на III ступени. Необходимо в течение учебного года создать условия и обеспечить качественную подготовку обучающихся к экзамену.

По итогам 2011/2012 учебного года 18 выпускников награждены золотыми медалями, 26 человек получили свидетельство о базовом образовании с отличием. Обеспечили подготовку медалистов учреждения образования города, Лесновская, Потейковская, Старицкая, Слободокучинская средние школы. Похвальных листов за особые успехи в изучении отдельных предметов удостоены 60 выпускников.

В 2012 году студентами вузов стали 60% выпускников (2011 год – 50,5%). Самый высокий процент поступления в вузы обеспечен в гимназии №1 г. Копыля (94%), Грозовской средней школе (83%), средней школе №3 г. Копыля (77%), средней школе №2 г. Копыля (76%).

Создание информационного общества является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Повышение качества образования зависит от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, в исследовательской деятельности, в системе управления образованием.

В системе специального образования качество жизни ребенка с особенностями психофизического развития определяется возможностью жить в семье, общаться со сверстниками и взрослыми, реализовывать себя в труде, учебе, творчестве и спорте.

Банк данных детей с особенностями психофизического развития содержит информацию о 789 детях, из них 27 — инвалиды. В 2012 году количество детей, имеющих нарушения в развитии, составило 14,2% от общего количества детей, проживающих на территории района, и возросло на 2,1% в сравнении с 2011 годом.

Отдел образования уделяет особое внимание формированию целостной системы воспитания: охране детства, гражданскому и патриотическому воспитанию, профилактике социального сиротства и асоциальных проявлений в среде учащейся молодежи, обеспечению государственной поддержки и защиты прав детей.

В 2012 году организовано и проведено 65 мероприятий, дел и проектов. Основная группа мероприятий (49) носили характер районного этапа областных и республиканских конкурсов, фестивалей, программ. Наибольшее количество участий в мероприятиях и лучший рейтинговый результат показали по итогам 2011/2012 учебного года Бучатинская средняя школа, средняя школа №3 г. Копыля, гимназия №1 г. Копыля, Слободокучинская средняя школа.

Патриотическое воспитание в новом учебном году должно основываться на подготовке к празднованию 70-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, 75-летия Минской области. А с 1 сентября все учреждения активно должны включиться в акцию «Я – грамадзянін Рэспублікі Беларусь».

Главная идея работы по обеспечению занятости школьников в свободное от учебы время — качественно новый уровень модернизации всех направлений досуговой деятельности.

Образование является той средой, в которой происходит не только физическое, но и нравственное становление будущего гражданина, который должен неукоснительно соблюдать законы, правила и нормы поведения в обществе.

Количество преступлений за истекший период 2012 года снизилось на 84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 81% снизилось количество правонарушений. Следует отметить, что обучающимися Бучатинской средней школы, Комсомольского и Дзержинского учебно-педагогических комплексов преступления и правонарушения не совершались уже на протяжении 5 лет, что свидетельствует о систематической и целенаправленной разъяснительной и профилактической работе среди несовершеннолетних. Вместе с тем, в течение двух последних лет наблюдается самый высокий в области удельный вес преступлений, совершенных на одного учащегося в нашем районе.

В настоящее время в социально опасном положении находится 84 семьи, в которых проживает 192 несовершеннолетних ребенка. Активная работа органов управления, социальных педагогических служб и педколлективов позволила нормализовать обстановку в ряде семей и снять с учета 110 детей из 50 семей. В 2012 году 36 детей признаны нуждающимися в государственной защите, что на 10 детей больше, чем в 2011 году. В рамках реализации Декрета №18 возмещение родителями расходов на содержание детей в 2012 году уже составило 51,7%.

В развитии здоровья детей важную роль играют занятия физической культурой и спортом. В 2011/2012 учебном году кроме уроков физкультуры в учреждениях образования района работали 84 спортивных кружка, в которых занималось 1182 учащихся, 59 факультативов спортивной направленности для 527 учащихся. Процент охвата детей занятиями спортом увеличился и составляет 79% от общего количества обучающихся района. В 2011/2012 учебном году проведено 24 районных соревнования, в которых приняли участие 1822 обучающихся.

Оздоровление детей имеет большое значение в поддержании их работоспособности как в ходе образовательного процесса, так и во внеучебное время. В 2012 году на подготовку оздоровительных лагерей израсходовано 278,9 млн рублей, что значительно больше, чем в 2011 году.

Ключевую позицию в образовательном процессе занимает педагог. От уровня его квалификации, личностных качеств зависит, какой быть системе образования в целом. Растет квалификационный уровень наших работников. Процент педагогических работников с высшей и первой категориями вырос на 8,3% (в 2011 году было 72%, в 2012 году стало 80,3% при среднеобластном показателе 77,8%). 90,9% учителей в средней школе №3 и 89,5% учителей гимназии №1 г. Копыля имеют высшую и первую квалификационные категории.

Тема конференции «Интеллект, творчество, патриотизм – приоритетные направления образовательной системы Копыльского района в 2012/2013 учебном году» станет предметом дальнейшего обсуждения на педагогических советах в учреждениях образования района. Необходимо провести детальный анализ реального положения дел, сосредоточить внимание на выявлении проблем в деятельности педагогических коллективов и отдельных работников. Работа над ошибками нужна, чтобы извлечь уроки и наладить деятельность более качественно и эффективно.

В организации деятельности следует руководствоваться словами Президента нашей страны о том, что высоких результатов достигают лишь там, где существуют интеллект, предприимчивость, инициатива, творчество, дисциплина, ответственность и патриотизм. Это и есть современная формула успеха отдельных работников, руководителей учреждений, аппарата управления, системы в целом.

Цель работы системы образования района в 2012/2013 учебном году будет заключаться в том, чтобы создать в каждом учреждении образования района условия, обеспечивающие современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Задачи, над которыми в новом учебном году будет работать отдел и учреждения образования:

1. Продолжить работу по оптимизации образовательного пространства, обеспечивающего удовлетворение образовательных запросов обучающихся и воспитанников, развитие их интеллектуальных, творческих способностей;

2. Осуществлять методическое сопровождение непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений образования района, содействовать их творческому росту, профессиональной самореализации, повышению компьютерной грамотности;

3. Формировать гражданственность, патриотизм и национальное самосознание обучающихся, создавать условия для социализации и саморазвития личности в тесном взаимодействии с семьей, предупреждая правонарушения среди несовершеннолетних;

4. Обеспечить создание информационно-методического пространства; продолжить выполнение мероприятий программы энергосбережения, строительства, ремонта учреждений образования, приводя их в соответствие с санитарными нормами и правилами пожарной безопасности.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *