Факультатив — универсальный способ дифференциации обучения

Образование

Для подробного разговора на эту тему редакция пригласила специалиста отдела образования Копыльского райисполкома Людмилу НАГОРНУЮ.

— Людмила Александровна, многих родителей волнует вопрос, есть ли необходимость записывать ребенка на факультатив? Может это сильно увеличивает нагрузку на него?

— Учебный процесс в учреждениях образования города и района организован на основании единых типовых учебных планов, утвержденных постановлением Министерства образования, согласно которым выделяются часы на изучение отдельных предметов учебного плана, и кроме этого на каждый класс выделены часы для проведения факультативных занятий. Хочу отметить, во-первых, факультативные занятия стали универсальным способом дифференциации обучения, потому как большинство открытых факультативов являются предметными и проводятся на должном уровне. Во-вторых — это один из способов работы со способными детьми.

— А каким образом учреждение образования определяется с выбором предметов для факультатива?

— В каждом учреждении образования проведены педагогические советы, на которых приняты решения о распределении часов на факультативные занятия, где учитывались потенциальные возможности педагогических коллективов, запросы родителей и, конечно, интересы самих учащихся. Были приняты возможные меры по сохранению за счет часов факультативных занятий ранее действовавших программ повышенного и углубленного уровней изучения учебных предметов, а также определено деление классов с недостаточной наполняемостью на группы по определенным предметам.

— Насколько широк охват учащихся факультативными занятиями в нашем районе?

— В этом учебном году факультативными занятиями учреждений образования охвачено 99,1 % всех учащихся города и района. К примеру, предметные факультативы посещают 47,5 % учащихся, 13,2 % учащихся занимаются на факультативах экологической направленности, спортивные интересуют 17,5 % учащихся и 18% учащихся посещают факультативы, направленные на формирование здорового образа жизни и профилактику зависимого поведения.

С этого учебного года во всех учреждениях образования функционирует факультатив «Основы предпринимательства» в старших классах, а для учащихся 2-9 классов обязательным является курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

— Вы отмечали, что особое внимание уделяется одаренным детям.

— Для получения большей результативности в образовательном процессе, у нас в районе создан банк данных способных детей на средней ступени обучения, организована работа межшкольного факультатива на базе трех городских учреждений образования, где имеют возможность заниматься учащиеся из любого учебного заведения. Для его функционирования используется 37 часов, здесь преподают учителя высшей и первой квалификационной категорий.

— И насколько результативными были такие занятия?

— Больше чем. На результат сработали такие учителя как И. В. Дубина (Грозовская ГОСШ,  трудовое обучение), Т. Н. Микуло (ГОСШ № 2  г. Копыля, математика), Е. А. Сыса (ГОСШ № 2 г. Копыля, история),   С.   Г.  Шестак  (ГОСШ № 2 г. Копыля,  русский  язык), Ж. М. Лапотко (гимназия № 1 г. Копыля, белорусский язык), Е.  С.  Ровбуть  (гимназия № 1 г.  Копыля, география).

— На что нацеливают свою работу отдел образования и вся образовательная сфера района в целом?

— Одним из приоритетных направлений в деятельности отдела образования и всей образовательной системы района является работа по выявлению, развитию и реализации потенциальных способностей высокомотивированных детей. В отделе образования определены основные направления и разработана организационная модель деятельности учреждений образования, которая включает развитие учебной сети с учетом образовательных запросов учащихся, комплекс интеллектуальных состязаний, в том числе массовое олимпиадное движение, участие в областных, республиканских интеллектуальных и творческих конкурсах. Кроме того, большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов, психолого-педагогическому, научно-методическому и информационному сопровождению работы по выявлению и развитию способностей детей. Мы широко пропагандируем творческие и интеллектуальные достижения учащихся и педагогов и стремимся стимулировать их на дальнейшее творчество.

Беседовала Маргарита САКОВИЧ

Фото Павла ШЕИНА

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *