Работа над ошибками. Лукашенко раскритиковал членов правительства за плохую проработку ряда важных решений

Актуально Общество

Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании с руководством Совета Министров раскритиковал чиновников за плохую проработку ряда важных решений, которые были внесены на рассмотрение главы государства, передает корреспондент БЕЛТА.

“У нас сложилась хорошая традиция, можно сказать, – советоваться по важнейшим вопросам, которые внесены на решение Президента. Это значит указ или распоряжение Президента. Проекты подготовлены, некоторые вопросы по этим проектам есть. Я хотел бы получить уточняющие и дополнительные ответы на них. Нам предстоит рассмотреть несколько важных экономических вопросов, принять по ним оптимальные для государства решения”, – отметил Александр Лукашенко, открывая совещание.

Вниманию Президента были представлены проекты документов, которые касаются расширения функций центров по обслуживанию бюджетных организаций, финансирования государственных театров, механизма присоединения низкоэффективных сельскохозяйственных организаций к госпредприятиям, поддержки ОАО “МАЗ”. По каждому из вопросов Александр Лукашенко высказал жесткую критику, не согласившись с рядом предложенных в проектах документов подходов. Глава государства аргументированно и на конкретных примерах указал ответственным лицам на поверхностный подход при подготовке важных документов, порой недостаточное внимание вопросам рачительного расходования бюджетных средств.

НЕ ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Зачем Лукашенко решил лично ознакомиться с работой центров по обслуживанию бюджетных организаций

На рассмотрение главы государства был вынесен проект указа по расширению функций центров по обслуживанию бюджетных организаций. Правительство предлагает “догрузить” центры дополнительно работой: увеличить количество и расширить перечень обслуживаемых бюджетных организаций, дать центрам возможность представлять интересы организаций в судах, выступать заказчиками при строительстве.

Однако перед тем, как заслушать подробный доклад о нововведениях, одобрить или же отклонить их, Александр Лукашенко поинтересовался предысторией вопроса. Президент уточнил, как налажена работа этих учреждений и насколько в целом оказалось верным решение о создании подобных структур.

Как рассказал министр финансов Юрий Селиверстов, ранее хозгруппы и бухгалтерские службы были в каждом госучреждении. Однако по разным причинам обязанности, которые они выполняли, решили передать на аутсорс. Чтобы эта работа была централизована, в 2020 году в Беларуси создали специальные центры по обслуживанию бюджетных организаций, они и стали заниматься их бухгалтерией, снабжением, техобслуживанием и другими вопросами. Сегодня при исполкомах в стране работает 181 такой центр, они обслуживают более 9 тыс. организаций, доложил министр.

“Сегодня нам не требуется в каждой школе иметь бухгалтера, специалиста по закупкам, юриста, без которого хозяйственную деятельность осуществлять нельзя. Теперь эти люди находятся в центре и могут осуществлять эти функции для различного количества организаций”, – пояснил Юрий Селиверстов.

Заслушав докладчиков, Президент усомнился, что принятые ранее меры принесли ожидаемый эффект. Кроме того, у главы государства возникли вопросы к юридической стороне вопроса: центры вроде бы существуют при исполкомах, но выведены из их структуры, и до конца не ясно, кому они подчиняются.

“Запланируйте мне поездку в один из районов. Я поеду в район и посмотрю, как это функционирует, – поручил Александр Лукашенко. – Централизовали – это правильно. Собрали в кучу – ради бога. Но желательно, чтобы централизация была мотивированной. Если вы централизовали и наполовину сократили – хорошо. Не дай бог, я поеду в райисполком и увижу там хоть одну закорючку не так”.

Президент подчеркнул, что эти центры должны находиться в непосредственном подчинении председателя исполкома и не дублировать функции других структур, например, управлений по капитальному строительству, которые также находятся в подчинении местных органов власти.

Заслушав докладчиков, Президент усомнился, что принятые ранее меры принесли ожидаемый эффект. Кроме того, у главы государства возникли вопросы к юридической стороне вопроса: центры вроде бы существуют при исполкомах, но выведены из их структуры, и до конца не ясно, кому они подчиняются.

“Запланируйте мне поездку в один из районов. Я поеду в район и посмотрю, как это функционирует, – поручил Александр Лукашенко. – Централизовали – это правильно. Собрали в кучу – ради бога. Но желательно, чтобы централизация была мотивированной. Если вы централизовали и наполовину сократили – хорошо. Не дай бог, я поеду в райисполком и увижу там хоть одну закорючку не так”.

Президент подчеркнул, что эти центры должны находиться в непосредственном подчинении председателя исполкома и не дублировать функции других структур, например, управлений по капитальному строительству, которые также находятся в подчинении местных органов власти.

“Второе, что вы предлагаете: чтобы я заплатил за содержание и использование в полном объеме за счет бюджетных средств госимущества театра, включая оплату труда служащих и рабочих, коммунальные услуги, техническое обслуживание зданий и сооружений, благоустройство территории (деревья буду садить за вас…) и ремонт оборудования и транспорта. Разве театр будет переживать по поводу транспорта, какого-то оборудования? За это же заплатят из бюджета, – раскритиковал подобные предложения Президент. – Какое же здесь стимулирование?”

“Мы же собрались, чтобы лучше сделать. А вы мне предлагаете сегодня вот этот бардак узаконить”, – подчеркнул он.

По словам председателя КГК Василия Герасимова, предполагается, что государство будет выделять театрам деньги только на постоянные расходы. Все остальное – сколько заработал театр, столько доплатил бюджет.

“Мы будем финансировать постоянные расходы, а в постоянных расходах конь не валялся”, – заметил Александр Лукашенко.

“С этим я согласен”, – ответил Василий Герасимов.

“Так зачем вы мне подсовываете эти решения? Мы же договорились: заработали миллион – миллион из бюджета платите. Тогда будет понятно: вы заработали больше – больше получили”, – подчеркнул глава государства.

“Речь идет о том, что они не заработают столько, даже если им ту сумму доплатить”, – сказал председатель КГК.

Президент согласился, что это непросто. Но в сегодняшних условиях, по его словам, иначе нельзя: необходимо учиться зарабатывать деньги и быть экономными. Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что нельзя безоглядно оплачивать театрам все расходы. Подходы к этой теме необходимо ужесточить. Возможно, государство может дополнительно поддержать театры по каким-то вопросам, но наиболее оптимальным вариантом Президент считает равнодолевое финансирование – 50 на 50. А куда уже театры будут направлять эти деньги, это их вопросы.

“Садитесь и думайте, как мы будем с ними работать”, – подытожил Президент.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС. Какую дорожную карту по присоединению отстающих сельхозпредприятий обозначил Президент

Со стороны правительства было озвучено предложение указом Президента ввести очередные меры по работе с проблемными организациями АПК, а именно по присоединению их к государственным предприятиям.

“Вы хотите присоединить колхозы, совхозы к государственным промышленным промпредприятиям. Такое вам было поручение – чтобы мы этот процесс постоянно держали в поле зрения и это делали, – сказал Президент. – Я вам поручил этот процесс держать в поле зрения и, если нужно, внести предложения. Вы вносите предложение. Какое? Кого сегодня к кому будем присоединять?”

Как пояснил министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло, речь преимущественно о 127 сложных сельхозорганизациях, из которых 117 находятся в трех областях – Гомельской (более 50), Могилевской и Минской. По его словам, в проекте указа, вынесенном на обсуждение, предлагалось закрепить условия для тех госпредприятий, которые возьмутся за налаживание работы в низкоэффективных объектах АПК. Например, предусмотреть для них общие рамочные условия в части льгот, реструктуризации задолженности, отсрочки по некоторым выплатам и так далее.

Однако глава государства задал резонный вопрос: зачем менять что-либо в существующей системе, когда и сейчас есть механизм для того, чтобы присоединять, говоря по-народному, колхозы, совхозы к предприятиям. “Чем вас не устраивает эта система?” – спросил Александр Лукашенко. Например, дополнительные условия для конкретных предприятий, к которым присоединяют сельхозорганизацию, можно прописать в распоряжении Президента, сохраняя таким образом действующую систему принятия решений. “Губернатор определился, он знает, какие предприятия ему надо приводить в чувства, он внес предложение, проект решения Президента (готовится с учетом этого предложения. – Прим. БЕЛТА), Президент подписал. И в этом распоряжении о присоединении – вот такие сроки (указаны. – Прим. БЕЛТА) и реструктуризация вторым пунктом, еще какая-то льгота”, – подробно рассказал глава государства, каким образом это можно решить сейчас без принятия дополнительных указов.

“Мы имеем $8,3 млрд в прошлом году доход от продовольствия (страна имеет поступление валюты), потому что мы в руках держали сельское хозяйство и модернизировали его, приводили в порядок, дисциплину наводили”, – обратил внимание Президент.

Глава государства указал на то, что министерство и правительство, вынося проект указа на уровень Президента, не досконально проработали вопрос кого и куда нужно присоединять, а самое главное – нужны ли каждому госпредприятию, которое возьмет шефство над сельхозорганизацией, одинаковые льготы и преференции. Александр Лукашенко категорически отверг такой подход “общим чохом”.

“Наверное, общим чохом и не получится”, – сказал министр.

“Наверное” не бывает, когда мы речь ведем о ценнейшем продукте в нашей стране, когда речь идет о земельных угодьях, о ресурсах”, – парировал белорусский лидер.

“Может, кому-то и надо льготу эту дать, а кому-то и не надо. Мы же речь ведем о присоединении колхозов и совхозов (считай – государственная собственность) к государственным предприятиям”, – подчеркнул Президент. В качестве примера он привел “Беларуськалий”, которому поручено взять шефство над несколькими сельхозорганизациями. Но помощь, дополнительные преференции от государства в данном случае не нужны.

Кроме того, Александр Лукашенко раскритиковал проект указа за то, что он создает условия для ухода от персональной ответственности за работу конкретных организаций. В случае с действующей системой контроль более жесткий, особенно в сфере решений по вопросам собственности. На этапе подготовки распоряжений Президента документы проходят через фильтр Администрации Президента. “Конечно, это надо пройти определенные барьеры и объясниться, почему вы вносите предложения фактически о приватизации, образно говоря, сельскохозяйственного предприятия”, – заметил белорусский лидер.

“Надо было заставить Турчина по области определиться: вот у него 20 хозяйств, вот 20 инвесторов, госпредприятий, которым он передаст эти хозяйства. В одно распоряжение Президента приложением перечислили хозяйства и кому передаем… Плюс льготы, если надо”, – привел пример Александр Лукашенко.

Глава государства еще раз напомнил, что два-три неэффективных предприятия АПК в районе – это зона ответственности председателя райисполкома, начальника управления сельского хозяйства. “Вы сейчас мне эти сложные хозяйства, которыми я поручил заниматься вертикали власти, вы их сейчас в кучу и уводите от ответственности тех, кто за это должен ответить”, – пояснил по поводу предложенного проекта указа Президент.

“Я же вам сколько раз говорил: собственность, деньги и власть – три кита. Это главное в любой стране, – объяснил свою жесткую позицию в этом вопросе Александр Лукашенко. – Вы пришли у меня просить чохом принять решение, а в развитие этого у вас даже нет кого к кому вы завтра будете присоединять”.

Он обратил внимание, что вопрос возможной приватизации является крайне важным, так как затрагивает интересы и конкретного предприятия, и региона, и страны в целом. Поэтому в Беларуси предусмотрена многоступенчатая система в этом вопросе. “Это важнейший вопрос – собственность”, – подчеркнул он.

Александр Лукашенко в связи с этим напомнил, что в свое время в 90-е годы в Беларуси поставили надежный заслон так называемой прихватизации. Потому к вопросам распоряжения собственностью, тем более земельными ресурсами, необходимо подходить аккуратно и взвешенно, а не общим чохом.

По итогам совещания принято решение отказаться от отдельного указа Президента по данному вопросу. Глава государства поручил на уровне местных властей подробно разобраться в положении дел по каждой из проблемных сельхозорганизаций и при необходимости дополнительных решений Президента вносить предложения для подготовки распоряжений главы государства.

“Подход поняли? Леонид Константинович (Заяц, вице-премьер. – Прим. БЕЛТА), реализовывайте. И не дай бог вы не оздоровите эти 127 предприятий, – обратил внимание глава государства. – И то, надо еще разобраться, почему они такими стали. Разберитесь, а потом вносите предложения по каждому или группами по области, где будет конкретно расписано: этому инвестору даем льготы, этому – не даем и даже два предприятия присоединим”.

БЮДЖЕТ VS МАЗ. На каких условиях предприятию могут реструктуризировать часть долгов

К главе государства также обратились с просьбой реструктуризировать примерно половину задолженности предприятия. При этом Александр Лукашенко сразу обратил внимание на большие объемы дебиторской задолженности – пока еще неполученные средства за ранее поставленную технику. Если вернуть в оборот эти деньги, то и поддержка бы, возможно, не потребовалась.

С другой стороны, нужно четко проработать условия реструктуризации, чтобы сроки возврата средств не были чересчур растянуты. Ведь важно учитывать не только сиюминутные потребности предприятия, но и государственные интересы. А потому график погашения должен быть реальным, но напряженным.

“Вам подпись Президента нужна, чтобы я вам подарил на 10 или сколько лет эти деньги. Я ж не Дед Мороз!” – заметил белорусский лидер.

В докладах чиновников речь шла о возможности реструктуризации на 15 лет. “Давай, может, на 30”, – с долей сарказма заметил Александр Лукашенко.

Обращаясь к курирующему промышленность вице-премьеру Петру Пархомчику, Президент поставил вопрос: “Чего ты, будучи в БЕЛАЗе (Петр Пархомчик на протяжении ряда лет руководил этим предприятием. – Прим. БЕЛТА), не приходил ко мне деньги просить вот таким образом?”

“Потому что зарабатывал”, – ответил вице-премьер.

“А почему он не зарабатывает? – задал резонный вопрос глава государства. – Почему я должен сегодня от них забрать (средства, которые могли бы быть потрачены на нужды в других сферах. – Прим. БЕЛТА) и вам отдать?”

Глава государства еще раз пояснил, почему он так принципиально подходит к этому вопросу, ведь если сказать по-простому, объяснить, то реструктуризация выглядит следующим образом: “Это (определенная сумма средств. – Прим. БЕЛТА) ты мне сегодня должен это отдать. А я должен тебе сказать: “Через 10 лет вернешь”. А мне в бюджет нужны деньги. И не только в бюджет. Там банковские, наверное, кредиты. А кредиты – это денежки и бюджета, и людей”.

Министр промышленности Александр Рогожник говорил о том, что необходимо запустить очередной инвестиционный цикл на предприятии, ведь по ряду причин на протяжении ряда лет свои средства в хозяйственную деятельность оно не инвестировало. Кроме того, в нынешних условиях, в том числе на фоне санкционных ограничений, есть уникальный шанс для активной работы на российском рынке. “С Россией сумели договориться. С КАМАЗом договорились. Они унифицировали все узлы. То есть КАМАЗ делает для МАЗа, МАЗ для КАМАЗа. Перестали драться. Сегодня имеем допуск на рынок Российской Федерации. Поэтому я вас сюда и притащил (речь о рассмотрении данного вопроса на совещании у Президента. – Прим. БЕЛТА), что у вас уникальная возможность работать, а вы пришли за деньгами ко мне”, – заметил белорусский лидер.

В итоге Александр Лукашенко поручил готовить окончательный проект указа, но без ведомственного подхода и с учетом озвученных требований.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *