Минщина послевоенная: восстание из пепла

85-летие Минской области Актуально Общество

В результате Великой Отечественной войны Беларусь понесла огромные людские и материальные потери. В руинах и пепелищах остался опустошенный за три года оккупации Минский край. Город Минск представлял собой страшную картину разрушений. В нем было уничтожено 5975 жилых домов, что составляло более 70% довоенного жилого фонда. Из 332 крупных и мелких предприятий уцелело лишь 19.

В упорном труде

После окончания Великой Отечественной войны жители области приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. По призыву ЦК Компартии Белоруссии, областного и городского комитетов партии партизаны сразу после парада, а вместе с ними и тысячи горожан, взяли в руки ломы и кирки, кельмы и лопаты. В Минск и другие города республики из Москвы и Урала, из Сибири и Средней Азии, с Кавказа и Украины сплошным потоком пошли эшелоны с углем и хлебом, машинами и товарами, со станками и оборудованием. Восстанавливалась промышленность, налаживалась торговля, открывались учебные и научные учреждения, школы.

В июле 1944 года в Минске был восстановлен хлебозавод «Автомат». Вступил в строй кожзавод «Большевик». 29 ноября дала первую продукцию фабрика «Коммунарка». К началу 1945 года в Минске работало свыше 20 предприятий, продукция которых шла на удовлетворение потребностей населения. Но оно больше всего нуждалось в продовольствии. А сельское хозяйство целиком и полностью было разрушено. Поля опустели и поросли бурьяном.  Три года их уничтожала война… Мало осталось плугов и борон, тракторов и комбайнов совсем не было, скота почти не осталось. Пахать зачастую приходилось на себе или, в лучшем случае, на коровах. А ведь на корове много не напашешь. Земли Минщины тяжелые — суглинистые, каменистые, подзолистые.

Много семей осиротело, особенно у нас, на партизанской Минщине. Но все же надо жить, работать. И работа закипела с неуемной силой, необыкновенным азартом.

Как-то в бригаду колхоза имени Гастелло в деревню Мачулищи Минского района приехали представители ЮНРРА (Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций), в основном американцы. Колхозники только что возвратились с поля на обед. Завязалась беседа.

— Как вы думаете жить дальше? — спросили юнровцы.

В селе не было ни одного уцелевшего дома. Люди жили в землянках.

— Не беспокойтесь. Будем жить. Советская власть нас не оставит в беде, — ответили колхозники.

— Да у вас же ничего не осталось. Даже поганой овцы нет. Вы умрете от голода…

— Не умрем. Приезжайте к нам через несколько лет. Сами убедитесь, что мы будем жить лучше, чем жили до войны…

Зарубежные гости в то время все же имели основания для сомнений. Ведь что тогда представляла собой Минщина? В одном только Копыльском районе гитлеровцы разрушили 106 колхозов, 4 МТС, все школы, клубы, библиотеки, больницы.  Частично или полностью сожжено 50 деревень, 3100 жилых домов, 114 промышленных предприятий. В подобном положении были почти все районы столичного региона.

Однако через несколько лет села стали краше, чем были! И подобная картина наблюдалась повсеместно. Уже к концу первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) был достигнут довоенный уровень промышленного производства. Была восстановлена сеть пищевых предприятий местной и кооперативной промышленности, получила дальнейшее развитие металлообработка.

На том месте, где теперь возвышаются корпуса Минского тракторного завода, шумел лес. Все вокруг было заминировано, опоясано колючей проволокой. Тракторный завод начали строить в основном партизаны. В числе тех, кто первым откликнулся на призыв ЦК КПБ, были Алексей Кудрявцев, Петр Антипов, Андрей Ляпунов, отец и сын Гаранчуки и многие другие.

Одновременно с тракторным на окраине Минска в Красном Урочище началось строительство другого гиганта индустрии — Минского автомобильного завода.

Со всех концов республики в Минск прибывали каменщики, плотники, штукатуры, люди разных профессий. Приезжали специалисты из других республик и областей. Среди них бывший строитель Кузнецкого металлургического комбината, а затем воин Советской Армии Д.Г. Булахов — ныне заслуженный строитель республики, Почетный гражданин города Минска.

В столице уже звенел трамвай, работал водопровод, были открыты первые кинотеатры. Строительство разворачивалось все шире и шире. Начал работать тонкосуконный комбинат, гипсовый и кирпичные заводы, развернулось строительство подшипникового завода, завода тракторных запасных частей и радиозавода. С каждым годом в Минске появлялись все новые и новые предприятия, оснащенные новейшей техникой. Поднялись из руин Борисов, Молодечно, Вилейка, Слуцк и другие города области.

В годы второй и третьей военных пятилеток 1950-1960 годов промышленность Минска да и сам город росли еще более быстрыми темпами. В Жодино построили Белорусский автомобильный завод, с конвейера которого стали сходить знаменитые «Белазы». Появился завод автотракторного электрооборудования в Борисове, мотороремонтный в Дзержинске. Минщина ожила, восстала из пепла.

Земля копыльская

Вставала из руин и Копыльщина. Понадобился огромный трудовой героизм, чтобы поднять из пепелища хозяйства, по-новому наладить быт и культуру. К новому учебному году были открыты 94 школы, в которых начали обучение практически 11 тысяч человек, 2 больницы, 4 врачебные и 7 фельдшерско-акушерских пунктов.

Тяжело обновлялось и сельское хозяйство, практически на голом месте. Но, несмотря ни на что, осенний сев 1944-го прошел успешно. Завоевала известность в Беларуси тракторная бригада Копыльской МТС, а Тимковичская МТС на протяжении двух лет занимала первое место в республике. Значительных успехов в развитии сельского хозяйства район добился и за годы семилетки. Колхозы и совхозы более чем в 2,3 раза увеличили тракторный парк, более чем в 2 раза выросло количество автомобилей.

В послевоенные годы значительное развитие в районе получила промышленность. За годы семилетки на предприятиях вдвое увеличился объем производства. Юго-восточная окраина Копыля стала промышленным районом: были возведены корпуса производственных цехов и мастерских маслосырзавода, райпромкомбината, «Сельхозтехники», ПМК-11, построены производственные базы ПМК-84, «Спецсельмонтажстрой».

Подъем всех отраслей обеспечил развитие культуры, народного образования и охраны здоровья. В начале 70-х годов в библиотеках района книжный фонд составлял более чем 1,5 млн томов. Успешно работали 7 Домов культуры, 88 сельских, колхозных и совхозных клубов. Еще в 1953 году из Копыля в Минск приходилось добираться на попутных грузовиках. Теперь в столицу отправлялось 6 автобусов, постоянно действовала авиалиния Минск-Копыль. В 80-е годы Копыльщина превратилась в один из  самых экономически сильных районов Минской области.

Цветущий край

За короткий исторический срок во второй половине ХХ века Минский край стал регионом с крупнейшим промышленным и сельскохозяйственным потенциалом, с развитой инфраструктурой, ориентированной на общесоюзные масштабы производства. Во все уголки страны и за ее пределы шла продукция предприятий Минщины. Область была неотъемлемой и значимой частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. Ее жители — неутомимые труженики, которые из пепла и руин воскресили к жизни центральный регион республики, сделали во много раз краше, чем он был до войны.

Кристина ЖОГОЛЬ



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *