Прихожане Копыльского района приняли участие в торжестве в честь святой праведной Софии, княгини Слуцкой

Актуально Общество

Прихожане Копыльского района и представители приходского братства в честь священномученика Владимира Пастернацкого приняли участие в торжестве по случаю 410-летия со дня кончины святой праведной Софии, княгини Слуцкой. Возглавил празднование Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

■ Крестный ход с иконой святой Софии Слуцкой

– Началом торжества стал крестный ход с честной стопой праведной Софии, княгини Слуцкой, частицей мощей мученика младенца Гавриила Белостокского и Слуцкого, копией Креста преподобной Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой от кафедрального собора Архангела Михаила к храму в честь преподобного Паисия Святогорца, – рассказывает благочинный Копыльского церковного округа иерей Андрей Евшель. – В этом храме по завершении крестного хода и была совершена Божественная литургия святителя Василия Великого. Митрополиту Минскому и Заславскому Вениамину, Патриаршему Экзарху всея Беларуси сослужили архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний и епископ Молодечненский и Столбцовский Павел. Руководство Копыльщины представляла председатель районного Совета депутатов Ирина Кисляк. А сопровождал группу наших паломников протоиерей Павел Брагин, настоятель прихода храма Вознесения Господня д. Киевичи.

В этот же день после сугубой ектении Патриарший Экзарх вознес молитву о восстановлении мира, а иерей Андрей Евшель произнес проповедь перед Причастием. Также Владыка Экзарх поблагодарил верующих за молитвенное общение и в знак братской любви преподнес в подарок архиепископу Антонию и епископу Павлу малое облачение. Затем поздравил всех присутствующих с праздником и обратился к верующим со словом проповеди. От лица духовенства Митрополиту Минскому и Заславскому Вениамину, Патриаршему Экзарху всея Беларуси, управляющему Слуцкой епархией, также был сделан подарок.

■ Ирина Кисляк приветствует Владыку Вениамина

Завершением торжества стало возложение цветов к памятнику святой праведной Софии, княгини Слуцкой, и памятному знаку «Капліца Перамогі».

■ Иерей Андрей Евшель (справа) сослужил митрополиту Вениамину

Достойно уважения

Жизнь святой праведной Софии Слуцкой доказывает: только сила духовная является истинной и непоколебимой. Незадолго до своего венчания с Янушем Радзивиллом в 1600 году выяснилось, что опекуны не спросили у невесты, согласна ли она изменить православной вере для брака с князем-католиком. Княжна София решительно отказалась переходить в католичество. Более того, она настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной церкви и воспитывались как православные. Софии тогда было всего 14 лет.

А бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось только после получения разрешения от Римского Папы.

Православная вера оставалась единственной отрадой и утешением для княгини Слуцкой. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе: церковная уния с Римом. В это время Софии принадлежал г. Слуцк, и княгиня встала на путь Православия «от униатского насилия». Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство. София убедила своего мужа выхлопотать у короля Польши грамоту, которая запрещала принуждать ее подданных к унии.

Вместе с мужем София также много жертвовала и занималась благотворительностью. На Мир-горе Язельского прихода, недалеко от Бобруйска, София на свои средства построила Покровский Храм. Она сама вышивала тяжелейшие золототканые священнические ризы в дар Церквам. К сожалению, Господь не дал супругам потомства: их дети Николай и Екатерина умерли младенцами. А 19 марта 1612 г., родив мертвого ребенка, скончалась и сама София. Ее похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка рядом с местом, где покоился ее отец князь Юрий Юрьевич.

После смерти жены князь Януш глубоко чтил традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивиллы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие, хотя сами оставались в иноверии. Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса.

Диана ТКАЧЕНКО

Фото Нины КОЖУХ

и c сайта www.sluck-eparchiya.by



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.