Риск интернет-покупки. Как не купить «кота в мешке»?

Важное Общество

С каждым годом все больше покупок происходят онлайн. Ведь товар доставят непосредственно по месту нахождения потребителя и соответственно с минимальной для него потерей времени. Если раньше спросом пользовалась в основном бытовая техника — телевизоры, холодильники, стиральные машины,  то теперь через интернет приобретают мебель, одежду, детские игрушки, продукты питания и иную продукцию.

Однако есть свои проблемы покупок товаров во всемирной паутине. Об этом в комментарии руководителя органа по сертификации РУП «Слуцкий ЦСМС» Ирины Якуты:

— Желающих не только приобрести, но и реализовать товар через сеть Интернет растет. С 2015 года количество интернет-магазинов увеличилось более чем в 2,2 раза. И на 1 июля 2021 года  составило 26994 ед., из которых около 53%- это индивидуальные предприниматели (ИП).

По данным международных исследований одной из основных проблем интернет-торговли является доверие. Ключевыми факторами доверия определены следующие:

потребитель должен знать кто продавец; потребителя должны «слышать»: отвечают на вопросы, перезванивают, рассматривают претензии, жалобы;потребителю обеспечено право на возврат денег за некачественный (небезопасный) товар.

И так, для одних покупателей онлайн-покупки — это способ сэкономить время, для других — риск купить «кота в мешке». Одни считают приобретение товаров через Интернет обычной частью повседневной жизни, другие сомневаются и предпочитают видеть товар вживую.

Значит, еще до совершения покупки потребителю необходимо знать заранее основную информацию о товаре, что бы «защитить» в первую очередь себя от приобретения некачественного (небезопасного) товара.

Реализации товаров через сеть Интернет на территории Республики Беларусь должна осуществляться в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь N 60 от 01.02.2010 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».

Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» № 90-З  от 9 января 2002 г. установлено, что при реализации товаров по образцам, в том числе в сети Интернет продавец обязан доводить до сведения потребителя соответствующую информацию: наименование товара; цену и условия оплаты; полное наименование изготовителя (продавца) и его место нахождение; страна происхождения товара; гарантийный срок и срок службы товара; информацию о сертификате или декларации о соответствии и иную необходимую информацию.

Рассмотрим, например, приобретение мебели. Сегодня немало людей, которые относятся с опаской к приобретению мебели через Интернет.

Помним, что в соответствии с требованиями технического регламента ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» мебель детская, подлежит обязательной сертификации, вся остальная — декларированию.

Чтобы обезопасить себя, необходимо соблюсти самые простые правила: не выбирайте первый попавшийся интернет магазин. Изучите отзывы о нем; в начале адресной строки сайта должны быть буквы https — это значит, что сайт использует защищенное соединение; перед https:// должен стоять знак # «замочек»; требуйте договор на покупку и чек (как факт оплаты).

Но все перечисленное — это чтобы не «попасть на удочку» мошенников. Риск быть обманутым при покупке через интернет-магазин официального производителя или уполномоченного продавца минимален, практически исключен. Если же покупка совершается на малоизвестном сайте, лучше остановиться на оплате по факту получения заказа и тщательно его проверить.

Еще один риск — получение некачественного небезопасного товара, а не просто неподходящего под интерьер.

Мебель должна быть изготовлена таким образом, чтобы при ее эксплуатации обеспечивалась механическая, химическая, санитарно-гигиеническая, пожарная и электрическая безопасность. И только та мебель, которая прошла необходимые процедуры, может реализовываться потребителю. Напоминаю, даже если она изготовлена по индивидуальному заказу.

Что же это за процедуры? В первую очередь, конечно, наличие у изготовителя производственных помещений, оборудования, специалистов (не маркетологов и не продвиженцев сайтов, а грамотных технологов, дизайнеров, конструкторов). Испытана мебель должна быть в аккредитованной лаборатории, а сертификация должна быть пройдена через оценку производства в аккредитованным органе по сертификации. Изготовитель (продавец) должен обеспечить безопасность изделия мебели на протяжении всего установленного изготовителем срока службы!

Детская мебель, конечно, должна быть функциональной и удобной, но зачастую родители, вдохновляясь красивыми словами обученного продавца, не задумываются о ее безопасности.

Основные элементы безопасности мебели для детей определены ТР ТС 025/2012 — устойчивость; отсутствие риска: возникновения опасности падения детей из детских и многоярусных кроватей и высоких детских стульев, ущемления частей тела при их эксплуатации; уровень защиты здоровья детей от несоблюдения требований изготовителем функциональных размеров изделия мебели; наличия специфического запаха (Если мебель имеет посторонний химический запах, обходите ее стороной, не верьте ни каким комментариям продавца…!) и ряд других.

Немаловажный фактор в отношении детских матрацев: наружный настилочный слой в них должен быть выполнен исключительно из натуральных материалов. Это обеспечит в первую очередь гипоаллергенность изделия.

Процесс изготовления детской мебели требует особого подхода, и некоторые производители идут по пути «недомолвок». Далеко не каждый производитель способен разработать и изготовить продукцию для детей, соответствующую требованиям современных стандартов безопасности. Конечно, есть и добросовестные производители и продавцы. Спасибо им за это.

Если приняли решение приобрести мебель в интернет-магазине, попросите у интернет-продавца сертификат на детскую мебель на то конкретное изделие, которое вам приглянулось. Сертификат можно проверить (даже с любого мобильного телефона) на Сайте Госстандарта в рубрике «Единый реестр выданных сертификатов …». Если продавец на детскую мебель предоставляет вместо сертификата соответствия декларацию, то смело отказывайтесь от такой покупки! Не покупайте «Кота в мешке»!

И помните, если покупатель в интернет-магазине не имеет возможности получить необходимую и достоверную информацию о товаре, он вправе отказаться от покупки в момент доставки без возмещения расходов интернет-магазина, связанных с доставкой своего заказа.

Павел ШЕИН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *