В редакции газеты «Слава працы» состоялась диалоговая площадка на тему патриотического воспитания молодежи

Актуально Время молодых Год народнага адзінства Общество

«Патриотическое воспитание молодежи: опыт и перспективы»

Именно эта тема стала приоритетной во время разговора на диалоговой площадке, организованной в редакции газеты «Слава працы»     

Быть патриотом… Что это значит для молодежи современной и какой смысл в данные слова вкладывают представители более старшего поколения?

«Патриотизм — не просто разговоры о том, как мы любим Родину. Но и говорить об этом надо. Это ежедневная работа на ее благо, сохранение исторических и культурных традиций, защита интересов государства и жизни людей. Все это ценности, которые нашим предкам приходилось отстаивать с оружием в руках», так сказал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Обсудить столь важную в реалиях современности тему собрались те, от кого в первую очередь зависит воспитание подрастающего поколения в нашем районе. Это председатель РОС ДОСААФ Александр Касинский, первый секретарь РК ОО «БРСМ» Ольга Степанова, учитель Слободокучинской СШ, член районной организации ОО «Белорусский союз журналистов» и заместитель председателя РО ОО «Белорусский союз офицеров» Борис Денисюк, ученица 11 класса гимназии № 1 г. Копыля, член Молодежного парламента, юнкор «СП» Анна Матусевич, а также члены РО ОО «Белорусский союз журналистов». Модератором мероприятия выступила главный редактор газеты «Слава працы» Мария Шеина.

■ Мария Шеина

Открывая  диалоговую площадку, Мария Шеина отметила:

– Сегодня важно помнить о том хорошем, на чем росли мы, представители поколения, воспитанного на идеалах комсомола, важно перейти от опыта комсомольского воспитания к современным реалиям и взять все лучшее для развития современной молодежи.  Представителем комсомольского актива долгое время являлся Александр Иванович Касинский, которому есть чем поделиться с юными.

■ Александр Касинский

Александр Касинский:

– Моя комсомольская жизнь началась 47 лет назад, когда в 1974 году я вступил в данную организацию вместе с одноклассниками Дзержинской восьмилетней школы, а в 1987-м был избран первым секретарем Копыльского райкома ВЛКСМ.

■ Секретарь РК ЛКСМБ Александр Касинский вручает вымпел активистам животноводческого отряда. 1985 г.

Большое внимание в то время уделялось патриотическому воспитанию молодежи. Комсомольцы участвовали в автопробегах по местам партизанской славы как в районе, так и по всей Беларуси и даже выезжали в другие союзные республики. По полям сражений пролегал «Звездный путь». В то время в Копыле при участии комсомола были воздвигнуты памятники воинам-освободителям и воинам-интернационалистам.

Мария Шеина: – Александр Иванович, в Вашей жизни был интересный период, связанный с участием комсомольцев в животноводчестве…

А.К.: – Да, меня назначили командиром объединенного комсомольского молодежного животноводческого отряда. На один месяц во время летних школьных каникул, когда работники молочнотоварной фермы в Великой Раевке ушли в отпуск, туда прибыла помощь в лице учащихся из школ района. Каждый день с утра до вечера работал отряд, а вечером подводили итоги – кто лучший. Кстати, во время таких каникул школьники заработали столько денег, что смогли купить все необходимое для нового учебного года.

Запомнилась и поездка в Белорусский государственный цирк. В знак благодарности всем учащимся, которые помогали колхозам собирать урожай картофеля и яблок, был выкуплен весь цирковой зал. Чтобы отвезти детей на мероприятие, из Копыля отправилась колонна в количестве 55 автобусов. Перед выступлением на арене вместе с заведующим РОНО Гавриленко Николаем Николаевичем вручили ребятам подарки – аудиомагнитофоны, телевизоры и прочее.

М.Ш.: – Какая роль ДОСААФ в деле  патриотического воспитания молодежи?

А.К.: – Мы стремимся показать, что Копыльщина – это уникальный край, история которого как нельзя лучше способствует формированию основ гражданско-патриотического воспитания у молодежи. При участии районной организации проводятся автопробеги, разработаны маршруты по сожженным деревням, партизанским тропам, во время которых ребята имеют возможность побывать в землянках, попробовать солдатскую кашу. Также очень нравятся юношам и поездки в воинские части, когда они могут сами увидеть солдатский быт изнутри.

М.Ш.: – Кто выступает инициатором подобных мероприятий?

А.К.: – Поскольку один в поле не воин, нам помогают и РК БРСМ, и учреждения образования.

М.Ш.: – И все же не могу не акцентировать внимание на деятельности студенческих отрядов. Как сегодня складывается ситуация с их созданием?

Ольга Степанова: – Уже создано 15 студотрядов, которые будут функционировать на предприятиях и в организациях района. Их работа стартует уже в мае. Это отличная возможность занять свободное время полезным делом, и при этом хорошо заработать.

■ Ольга Степанова

М.Ш.: – Ольга, если говорить о патриотических акциях, в каких именно принимала участие молодежь Копыльщины?

О.С.: – Поскольку воспитание у молодежи патриотизма является одним из приоритетных направлений в работе БРСМ, то юноши и девушки принимают активное участие в политической жизни страны. Так, в рамках подготовки и проведения избирательных кампаний различного уровня активисты организации работали членами участковых комиссий, инициативных групп, наблюдателями на избирательных участках, проводили экзитполы. Многие были организаторами и участниками акций «Мы – граждане Беларуси», «За любимую Беларусь», «Цветы Великой Победы». Совсем недавно волонтеры движения «Доброе сердце» оказали помощь в наведении порядка на территории Спасо-Вознесенского храма в г. Копыле. Группа учащихся из гимназии и двух городских школ занималась уборкой парадного входа храма, очистила территорию от опавшей листвы и сухостоя. После уборки настоятель храма отец Сергий провел экскурсию, поговорил с теми ребятами, кто имел в этом особую необходимость.

М.Ш.: – К сожалению, после проведения выборов Президента Республики Беларусь молодежь становится заложником ложной информации различных телеграм-каналов…

О.С.: – Да, иногда, встречаясь с юношами и девушками, мы видим, что взгляды некоторых из них являются альтернативными. При этом большинство не понимает сути той идеологии, которой в силу разных обстоятельств стали придерживаться. И когда спрашиваешь у них, знают ли они об истории БЧБ-флага, его значении для Беларуси, они отвечают отрицательно. Но все же несмотря ни на что настоящий актив остается с нами и помогает работать.

М.Ш.: – Ольга, в этом году мы отмечаем скорбную дату: 80-летие со дня начала Великой Отечественной войны. Какие мероприятия запланированы вами?

О.С.: – Отмечу, что проводить масштабные мероприятия не позволяет эпидемиологическая ситуация. И все же при участии учителя Слободокучинской СШ Бориса Николаевича Денисюка мы планируем совершить однодневный поход в урочище Крыничка у д. Свидичи.

М.Ш.: – Современная ситуация предполагает поиск новых форм и методов работы с молодежью. Думаю, хорошей идеей является работа школьных музеев. Достойный пример – музей, основанный на базе Слободокучинской СШ, возглавляет который уже упомянутый Борис Николаевич Денисюк. Одна из экспозиций «Музей в чемодане» была представлена на ХХІІІ Международной специализированной выставке «СМІ ў Беларусі» и имела огромный успех.

■ «Музей в чемодане» представлен Борисом Денисюком

Борис Денисюк: – Да, центром патриотического воспитания школьников и населения является школьный музей, который был создан в 1984 году. С 2005 года он носит имя бывшего директора школы, фронтовика Трацевского И.С. На базе музея действует клуб «Патриоты Родины». А в самом музее организована экскурсионная работа, проводятся следующие экскурсии: «История школы», «Адам Бабареко – критик, прозаик, поэт», разработана обзорная экскурсия по деревне Слобода-Кучинка. Созданы экспозиции  «Музей в чемодане», «Воины-интернационалисты». Вся фондово-архивная деятельность направлена на оформление таких выставок, как «Страницы мужества», стендов «Знаменитые выпускники», экспозиции «Награды СССР».

■ Борис Денисюк

М.Ш.: – Борис Николаевич, для того, чтобы создать музей, необходимо собрать достойную коллекцию экспонатов. Кто вам помогает в этом?

Б.Д.: – Поисково-исследовательская деятельность включает работу не только с архивными документами, газетными вырезками, но и запись воспоминаний живых свидетелей исторических событий на дому. Над этим трудятся сами ученики, привлекаем их родителей. Такой подход помогает иногда и перевоспитывать ребят, менять их взгляд на жизнь. К примеру, однажды кто-то пожаловался, что дети бегают по заброшенным домам. Я встретился с ними и сказал, что если смотреть под ноги, то можно увидеть много интересного. И вот вскоре после этого один мальчик, который жил в семье из числа СОП, принес не то медаль, не то монету. При более детальном изучении оказалось, что это медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». И уже у него проснулся интерес к изучению истории. Также активно помогают и родители, и сами жители всех близлежащих деревень.

Стало доброй традицией в нашей школе проводить уроки мужества «Есть такая профессия – Родину защищать», уроки краеведения «Юнги Победы», вахты Памяти. У импровизированного Вечного огня находятся три стенда «Спасибо за Победу!». И, конечно, были очень востребованы встречи с интересными людьми: доктором искусствоведения, профессором Надеждой Высоцкой, заместителем председателя РС ОО «Белорусский союз офицеров» полковником запаса Василием Скрынниковым, ветераном Белорусского комсомола Зоей Сохонович, консультантом представительства Россотрудничества в Республике Беларусь, кандидатом политических наук Александром Пугачевым. Очень эмоционально были встречены воины-интернационалисты Владимир Серый и Сергей Киш.

М.Ш.: – Вы также являетесь активным внештатным корреспондентом нашей газеты. Где находите интересные темы и достойных героев?

Б.Д.: – Система нарабатывалась годами. Многие уже знают о том, что мне интересна тема Великой Отечественной войны и сами присылают фотографии, свои истории. Благодаря сотрудничеству со СМИ  Копыльская районная организация Белорусского союза офицеров вошла в число лучших в Минской области. Также мои репортажи опубликованы в книге «Война за нашими окнами», соавтором которой я стал и экземпляр которой сегодня дарю редакции газеты «Слава працы».

М.Ш.: – Работать с внештатными авторами – добрая традиция нашей редакции. И особенно – с юными корреспондентами, многие из которых выбирают журналистику своей профессией, как это недавно сделали Вера Василевская и Ольга Хома. Также хорошим стартом редакция стала и для сегодняшних ее сотрудников Татьяны Бохан, Кристины Жоголь, Павла Шеина. Сейчас нашим молодым помощником является ученица гимназии Анна Матусевич, входящая к тому же в состав Молодежного парламента. Интересно, что дает участие в таком значимом проекте молодым людям?

Анна Матусевич: – Когда я только пришла в Молодежный парламент, ощущала некоторое волнение, ведь это большая ответственность, потому что юный парламентарий является звеном между администрацией нашего города и молодежью. Мы помогаем собирать актуальную информацию с помощью анкет и встреч с учащимися, анализируем предложения, выбираем самые интересные варианты и озвучиваем их на заседаниях Молодежного парламента. Совсем недавно прошло очередное из них, на котором нам рассказали о Всебелорусском народном собрании, о перспективах развития нашего государства. Кроме того, совместно с администрацией района мы искали идеи улучшения нашего города ко Дню белорусской письменности, поэтому уже в начале 4-й четверти мы соберем учащихся 9-11 классов и всю информацию передадим им. Очень интересно услышать идеи учащихся по облагораживанию территории, ведь чаще всего именно у подростков появляются самые оригинальные предложения. Немаловажной задачей для нас является работа и с учащимися по вопросам воспитания патриотизма. В школах также проводилось анкетирование, в результате которого выявлено, что каждый по-разному понимает данное понятие. Но главное, что объединяет все ответы, – это любовь к Родине.

■ Анна Матусевич

М.Ш.: – Анна, сегодня мы услышали о том, что прекрасным методом воспитания является школьный музей. Как обстоит ситуация в гимназии?

А.М.: – У нас создан музей Героя Советского Союза Н.В. Ромашко. Но, к сожалению, таких масштабов, как в Слободокучинской СШ, музейное движение не имеет.

М.Ш.: – Я принадлежу к поколению, воспитанному на примерах героев Великой Отечественной. В частности, мы, юные жители д. Лотвины, всегда гордились тем, что недалеко от нашей деревни проходил знаменитый Лавский бой. Помню, как отец рассказывал о том, что видел движение многочисленных немецких обозов накануне боя. А мы, школьники, с особой гордостью шли под красными знаменами к месту захоронения молодых погибших там партизан. И я считаю, что патриотизм начинается в семье, а средства массовой информации как никто другой оказывают влияние на формирование подрастающего поколения. О том, как проходит воспитание и в семье, и через газету расскажет заведующий отделом по основной деятельности редакции «СП», секретарь первичной организации ОО «Белорусский союз журналистов», многодетная мама Татьяна Бохан.

Татьяна Бохан: – Думаю, многие со мной согласятся, что гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье, где ребенок знакомится с историей, духовной культурой, узнает о традициях народа, о своей родословной. Поездки и походы родителей с детьми по родной стране способствуют воспитанию патриотических чувств. Своего восьмилетнего сына я воспитываю на прекрасном советском фильме «Офицеры».

■ Татьяна Бохан

После его просмотра Артем серьезно задумался: а не связать ли свое будущее с военной службой? Если же говорить о газете, то «Слава працы» уделяет много внимания патриотическому воспитанию. Этому посвящены тематические страницы «Беларусь помнит», «Служим Отечеству», где рассказывается о наших земляках, добившихся больших успехов и являющихся гордостью не только Копыльщины, но и Беларуси. На страницах «СП» выходят материалы, которые позволяют воспитывать у подрастающего поколения чувства национальной гордости за свою Родину на примерах нашей истории. Огромная роль отводится и освещению работы РК ОО «БРСМ». Информации в «СП» размещаются под рубриками «Патриотическое воспитание», «Общественные объединения». Традиционным на страницах газеты стал и тематический проект «Время молодых».

М.Ш.: – Сегодня мы коснулись разных граней, опираясь на которые проходит гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Мы услышали примеры из опыта предыдущих поколений. Услышали и современную молодежь. Отрадно, что юноши и девушки перенимают все то лучшее, что было проделано их предшественниками. Мы видим, что за небольшим исключением наша молодежь – это достойное будущее нашей страны. А быть патриотом – это значит не только любить Родину, но и делать все возможное для ее благополучия.

Диана ТКАЧЕНКО

Фото Павла ШЕИНА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *